Музыка на опиоидах

Удовольствие от музыки приходит с опиоидами

По нейробиологическому механизму удовольствие, которое мы испытываем от музыки, точно такое же, как то, что мы испытываем от еды или от секса. И в том, и в другом, и в третьем случае в мозге срабатывает известный центр удовольствия, нейроны которого используют два вида нейромедиаторов: дофамин во время предвкушения удовольствия, и опиоидные нейромедиаторы уже в процессе получения удовольствия – и если пресечь действие опиоидов, то даже самая любимая музыка перестанет нам нравиться. Обнаружили это исследователи из Университета Макгилла – участникам эксперимента они давали налтрексон, который не позволяет опиоидным веществам связываться с их рецепторами на нервных клетках, а потом наблюдали, как люди реагируют на любимые песни: кроме того, что у подопытных напрямую спрашивали, насколько им нравится музыка, у них также измеряли частоту сердечных сокращений, ритм дыхания и следили за выражением лица.
В статье в Scientific Reports авторы пишут, что после отключения опиоидных сигналов эмоциональная реакция у участников эксперимента менялась – они вдруг становились равнодушны к тем мелодиям, которые им обычно очень и очень нравятся. Многие при этом честно признавались, что они знают, что слушают свою любимую песню, но ничего особенного при том не чувствуют. Возможно, такого и следовало ожидать, ведь центр удовольствия обрабатывает ощущения вне зависимости от того, откуда они к нам пришли, однако до сих пор у нас не было явных экспериментальных подтверждений тому, что и эстетическое удовольствие отправляется в мозге по тому же адресу.

(Фото: Wokandapix / pixabay.com.)