Папа-паук

Южноамериканские пауки заботятся о потомстве

Обычно роль пауков-самцов в воспроизводстве рода ограничивается тем, чтобы спариться с самкой и быть ею же съеденным – как известно, у многих видов пауков в ходу брачный каннибализм. Заботу о потомстве берёт на себя самка – она плетёт кокон для яиц, некоторые ещё и носят его с собой, чтобы кладку никто не съел, а некоторые паучихи вдобавок и умирают рядом с кладкой, чтобы паучатам, когда они появятся на свет, было чем закусить. Можно также вспомнить про социальных пауков, которые живут огромными колониями и у которых потомство находится под общей охраной, но одиночные виды, которых среди пауков всё-таки большинство, так себя не ведут.
Однако нет правил без исключений – и среди одиночных пауков, как оказалось, есть заботливые папаши. В статье в Animal Behavior говорится о пауке Manogea porracea, обитающем в Центральной и Южной Америке. M. porracea оплетают своими сетями нижние ветви и листья деревьев и кустарников, причём самец и самка часто живут по соседству друг с другом. Другая любопытная особенность – самцы M. porracea живут дольше самок. И неспроста: именно самцы чаще всего остаются охранять коконы с яйцами, защищая их от других пауков, кроме того, отец ремонтирует паутину, в которой висят коконы с будущими паучатами, и смахивает с них дождевые капли. Забота не пропадает даром – эксперименты показали, что если кладки M. porracea находятся под охраной самца, то в результате на свет появляется в 1,3–1,4 раза больше паучат. Самки порой охраняют кладку вместе с самцами, но они к брачному сезону становятся толще и, очевидно, хищники не упускают случая полакомиться упитанной и заметной самкой M. porracea. Вот так и получается, что заботиться о коконах выпадает самцу-долгожителю.

Заботливый папаша Manogea porracea. (Фото Marcelo de Oliveira Gonzaga / Universidade Federal de Uberlândia)