Зачем нужны синие листья

Синие листья собирают свет лучше, чем зелёные

У растения Begonia pavonina, кроме зелёных листьев, часто появляются и ярко-синие. Исследователи из Бристольского университета пишут в своей статье в Nature Plants, что синие листья понадобились этой бегонии не просто так: они с большей эффективностью поглощают необходимый для фотосинтеза свет, что особенно важно для B. pavonina, растущей в тени под деревьями в лесах Малайзии. Как известно, сборщиками фотонов у растений работают особые внутриклеточные органеллы – хлоропласты, которые сами, в свою очередь, заполнены стопками тилакоидов, мембранных цистерн, уложенных внутри хлоропласта в стопки. Именно в мембранах тилакоидов сидят молекулы фотосинтетического пигмента хлорофилла, который, как мы знаем, сам по себе зелёного цвета. Однако у бегонии B. pavonina стопки тилакоидов с хлорофиллом организованы не в случайном порядке, как у прочих растений, а, наоборот, образуют довольно упорядоченные структуры – фотонные кристаллы. Именно благодаря тилакоидным фотонным кристаллам листья растения приобретают синий переливающийся оттенок. Но главное – в таком виде тилакоиды лучше поглощают свет на зелёных и красных частотах, так что в результате B. pavonina получает на 10% больше энергии, чем её соседи, которым тоже выпало расти на нижних лесных этажах.

Begonia pavonina. (Фото Clivid / Flickr.com.)