Автомобили против пчёл

Автомобильный дым мешает пчёлам чуять цветы

Пчёлы, как и вообще многие насекомые, очень чувствительны к запахам – сверхтонкое обоняние помогает им находить еду, то есть цветы с нектаром и пыльцой. Однако научно-технический прогресс добавил в земную атмосферу массу новых веществ, среди которых – продукты сгорания разнообразного топлива. И если уж мы чуем, например, автомобильный дым, то пчёлы – тем более. Не мешают ли им подобные ароматы в поисках цветов? Оказывается, мешают. В 2013 году исследователи из Саутгемптонского университета опубликовали в Scientific Reports статью, в которой сообщали, что дизельные выхлопы перебивают пчёлам некоторые цветочные запахи. О том же говорят и результаты нового исследования, проведённого Райаном Джейсом Леонардом (Ryan James Leonard) и его коллегами из Сиднейского университета. В экспериментах насекомым давали понюхать какой-то цветочный запах, после чего давали сироп. Пчёлы довольно быстро выучивали, что после такого запаха их ждёт угощение. Но потом, когда к цветочному аромату стали добавлять автомобильный дым, насекомые уже не сразу устремлялись к кормушке, как если бы они не могли сразу почувствовать вкусный запах. Любопытно, что дым по-разному влиял на разные запаховые вещества. Так, спирт линалоол, который в растительных ароматических маслах встречается очень часто, пчёлы хорошо различали, несмотря на дымное загрязнение, а вот вещество мирцен, которого много, например, в укропе и багульнике, сквозь дым пробивался к пчелиному обонянию уже хуже, и ещё хуже насекомые улавливали аромат герани. Очевидно, растениям герани, растущим рядом с автотрассой, рассчитывать на визит пчёл особо не приходится.

(Фото reizneidalarm / pixabay.com.)