Зачем ребёнку две мамы

Ребёнок с генами от трёх родителей родился здоровым

В наших клетках кроме той ДНК, которая находится в ядре, есть ещё ДНК митохондрий – клеточных органелл, занимающихся получением энергии. И если ядерная ДНК – это хромосомы, доставшиеся нам поровну от отца и от матери, то митохондриальную ДНК из-за особенностей оплодотворения мы получаем только от матери. Как и в любой другой ДНК, в ней могут быть мутации, которые порой приводят к очень тяжёлым болезням, например, к синдрому Ли, или, как его ещё называют, подострой некротизирующей энцефаломиелопатии. При синдроме Ли нарушается энергетический обмен в нейронах мозга, из-за чего нервные клетки начинают гибнуть.
Болезнь нельзя вылечить, но её можно предотвратить, если каким-то образом заменить в яйцеклетке дефектные митохондрии на здоровые. Именно это проделали врачи из медицинского репродуктивного центра Нью-Хоуп в Нью-Йорке: из яйцеклетки женщины, у которой двое первых детей уже умерли от синдрома Ли, извлекали хромосомы и переносили их в яйцеклетку другой женщины, из которой также предварительно удаляли хромосомную ДНК. В результате получалось яйцо с собственными здоровыми митохондриями и чужими хромосомами (то есть здесь меняли не митохондрии, но хромосомы). Его оплодотворяли сперматозоидами, взятыми у мужа первой женщины; в эмбрионе, который начинал развиваться, все митохондрии были с нормальными, немутантными генами. Появившийся на свет мальчик с генетической точки зрения родился от трёх родителей: большая часть его генов досталась ему от супружеской пары, мужчины и женщины, яйцеклетки которой несли в себе испорченные митохондрии; и совсем небольшую долю ДНК новорождённый получил от другой женщины, чья яйцеклетка со здоровыми митохондриями стала «местом встречи» для хромосом отца и матери. Ребёнок чувствует себя нормально – врачи, выполнившие все вышеописанные манипуляции, собираются подробно рассказать о нём в докладе на конгрессе Американского общества репродуктивной медицины, который состоится 19 октября. Ранее, в 90 годы, уже были случаи «тройного родительства», однако метод пересадки ядерного материала с человеческими клетками проделали впервые.

Яйцеклетка и игла, через которую в яйцеклетку вводят чужие хромосомы. (Фото Nevodka / Shutterstock.)