Страх слюны

Деревья чувствуют слюну животных

Весной деревья и кусты выпускают новые побеги и свежие листья, но тут приходят травоядные и объедают на них всё, до чего могут дотянуться. Обглоданные побеги необязательно отмирают, но растут медленнее; если же травоядное – например, олень и косуля – особенно постарались, то дерево вообще может остановиться в росте. С другой стороны, бывает, что не животные повреждают побеги и листву, а сильный ветер. Как ни удивительно, но растения могут отличать одно от другого – в статье в Functional Ecology говорится, что при «животных» повреждениях в молодых европейских буках и белых клёнах резко повышается уровень салициловой кислоты, которая служит гормональным сигналом для синтеза таннинов – особых веществ, которые отбивают аппетит у косуль. Кроме того, у деревьев активируются гормоны роста, которые позволяют скомпенсировать ущерб. В то же время при механических повреждениях, которые произошли не по вине травоядных копытных, деревья запускают только ранозаживляющие механизмы, и никаких неприятных таннинов не синтезируют. Всё дело оказалось в слюне животных: эксперименты показали, что молодые клёны и буки реагируют на слюну косуль, которая остаётся на обглоданных побегах, и, если слюна есть, то растения стараются сделать себя по возможности несъедобными (какие именно вещества в слюне вызывают беспокойство деревьев, пока неясно). Возможно, что похожий способ защиты от травоядных есть и у других древесных растений.

(Фото IMAGE-WS / pixabay.com.)