Есть ли жизнь без хлорофилла

На Мадагаскаре нашли растение без хлорофилла

Сразу скажем, что растениями без хлорофилла сейчас уже никого не удивишь: многие из паразитических растений (такие, как раффлезия и некоторые повилики) отказались от хлорофилла и, следовательно, от фотосинтеза, другие же, как некоторые орхидеи, научились получать все необходимые питательные вещества от грибов-симбионтов. С грибами тесно сотрудничает и целое бесхлорофилльное семейство Триурисовых – произрастают они большей частью в тропиках, где их можно найти на лесной подстилке, перегнойной почве под пологом деревьев, на гниющих пнях, дуплистых стволах и даже на термитниках. Исследователям из Московского государственного университета удалось найти на Мадагаскаре новый, доселе неизвестный вид этого семейства, названный сейшеллярией бородатой (Seychellaria barbata); статья с её описанием опубликована в журнале Phytotaxa. По словам Максима Нуралиева, который и обнаружил сейшеллярию, многие группы бесхлорофилльных растений всё ещё недостаточно изучены: мы не знаем в деталях, как они устроены, как питаются, как у них происходит опыление и т.д. Собранную S. barbata в дальнейшем используют для изучения анатомии и развития цветков, а также для геномных исследований. Кроме того, новый вид поможет понять, как развивалось семейство Триурисовых и шла эволюция бесхлорофилльных растений в целом.

Сейшеллярия бородатая. (Фото Максим Нуралиев, МГУ.)