Мы и наши бактерии

Наши кишечные бактерии появились на свет вместе с нами

Симбиотическая микрофлора, обитающая в пищеварительной системе приматов, эволюционировала вместе со своими хозяевами – к такому выводу пришли авторы статьи в Science, проанализировавшие видовой состав бактерий, взятых от шимпанзе бонобо, обыкновенных шимпанзе, горилл и людей. Выяснилось, что время появления микробных различий часто совпадает с моментом, когда на эволюционном древе приматов возникала очередная ветвь – иными словами, новые виды желудочно-кишечных бактерий появлялись на свет вместе с гориллами, шимпанзе и человеком.

(Фото amenrey / www.flickr.com/photos/amenrey/8418921048.)

Потом эти новые виды микробов развивались миллионы лет, не переходя ни к кому другому. Лишь одна группа бактерий, Lachnospiraceae, оказалась примерно одинаково «размазанной» по всем приматам – очевидно, из-за того, что Lachnospiraceae могут в виде спор покидать желудочно-кишечный тракт одного хозяина, чтобы потом попасть к кому-то другому: в ходе эволюции приматы как минимум четыре раза обменивались между собой бактериями этой группы. Различия в микрофлоре между родственными видами приматов говорят о том, что человеку многие из его микробов достались буквально при «рождении». Собственно, чего-то такого и можно было ожидать: мы знаем, насколько важна для нас микрофлора, насколько сильно от неё зависят метаболизм, иммунитет и т. д. – такое тесное сотрудничество могло сложиться только в результате весьма и весьма продолжительной совместной эволюции.