Крылья в помощь лапам

Птенцы современных птиц двигаются как динозавры.

Что когда-то заставило динозавров научиться летать и стать птицами – вопрос, на который пока до сих пор нет однозначного ответа, однако группа американских биологов  в своём недавно опубликованном исследовании высказала весьма обоснованную версию. Современные птицы достигли эволюционного совершенства в мастерстве полёта, адаптировав для этого своё тело, но даже они не сразу становятся способны с лёгкостью бороздить воздушные просторы. Когда птенцы вылупляются на свет, их анатомия, включая скелет и мышцы, сильно отличаются от анатомии взрослой птицы. Поэтому перед тем как пернатый сможет самостоятельно подняться в воздух, его тело должно соответствующим образом «повзрослеть». Однако ещё до своего первого полёта птенцы уже вовсю тренируются, делая взмахи ещё неокрепшими маленькими крыльями. Вот тут и прослеживается аналогия с древними динозаврами, которые, как и современные птенцы, не умели ещё летать, но уже имели зачатки крыльев. Зачем им понадобились крылья вместо вполне развитых лап?

Азиатский кеклик (лат. Alectoris chukar). Фото: Olaf Oliviero Riemer / wikimedia commons.

Чтобы ответить на этот вопрос, исследователи взяли птенцов азиатской каменной куропатки (лат. Alectoris chukar) и заставили их вскарабкиваться по крутой поверхности. А поскольку биологов интересовала кинематика движения молодых пернатых, во время спортивных «упражнений» их снимали специальной рентгеновской камерой, которая в буквальном смысле просвечивает птицу насквозь и даёт учёным представление того, как двигается скелет подопытного. Оказалось, что молодые птенцы совершают движения своими неразвитыми крыльями для того, чтобы помочь себе в передвижении. Казалось бы, очевидный вывод, однако главное в нём то, что движения маленьких крыльев полностью синхронизированы с движениями лап птицы. При этом, чем более сильными становятся крылья, тем на более крутые горки могут забегать птенцы. В этом, по мнению исследователей, и состоит главный эволюционный «двигатель» появления летающих птиц. Хотя вывод может показаться немного забавным – динозаврам понадобились крылья для того, чтобы лучше бегать.

Посмотреть на то, как биологи заставляют птенцов куропатки карабкаться по отвесным склонам, и при этом просвечивают их рентгеновскими лучами, можно в дополнительных материалах к оригинальной статье в PLOS ONE.
Видео 1.