Возможный сосед

Экзопланету, похожую на нашу Землю, собираются искать вблизи звезды Glise 832.

Астрономы из Техасского университета в Арлингтоне предположили возможность существования землеподобной экзопланеты вблизи звезды Glise 832 – красного карлика вдвое меньшего Солнца, находящегося от нас на расстоянии 16 световых лет. Ранее у этой звезды уже находили две планеты: Glise 832b и Glise 832c. Первая – это газовый гигант наподобие Юпитера, вращающийся вокруг родительской звезды на расстоянии в 3.4 раза большем, чем расстояние от Земли до Солнца. Другая планета, обнаруженная в 2014 году, приблизительно в 5 раз больше Земли, находится так близко к материнской звезде,  что её период обращения составляет всего 35 суток. Однако между этими двумя планетами находится большой промежуток, в котором пока что не обнаружена ни одна планета. Но у астрономов появились существенные основания считать, что планета там есть.

Суперземля Глизе 832с в представлении художника. Фото: Credit: PHL @ UPR Arecibo, NASA Hubble, Stellarium.

Предположения астрономов основывается на анализе устойчивости орбит двух уже открытых экзопланет. С устойчивостью орбиты планеты связано такое понятие, как орбитальный резонанс – это такое явление, когда периоды обращения нескольких космических тел соотносятся друг с другом как небольшие целые числа. Например, Сатурн и Юпитер в Солнечной системе находятся почти в точном резонансе 2 : 5. Однако вернёмся к системе звезды Глизе 832. Орбиты двух её известных экзопланет соотносятся приблизительно так же, как орбиты Юпитера и Меркурия, что даёт неплохие шансы на существование ещё одной экзопланеты между ними. Астрономы смоделировали движение предполагаемой планеты, сопоставив результаты расчётов с реальными наблюдениями. В результате удалось определить возможные параметры самой экзопланеты и её орбиты. Предполагаемая «Земля» находится на расстоянии 0.25-2.0 а.е. от родительской звезды (напомним, 1 а.е. соответствует расстоянию от Земли до Солнца), а её масса может быть в интервале от 1 до 15 масс Земли.