Где искать планету № 9?

Астрономы вдвое сузили область, где может быть загадочная девятая планета

Сообщение о том, что вокруг Солнца может вращаться неизвестная планета, наделало много шума, сравнимого разве что с открытием бозона Хиггса или обнаружением гравитационных волн. Тут же активизировались сторонники различных теорий, которые со словами «ну мы же вам об этом давно говорили» отождествили пока ещё неоткрытую девятую планету с мифической Нибиру. Если отделить научную гипотезу от древних и не очень мифов, то в остатке получается, что где-то очень далеко от нас может находиться небесное тело массой порядка 10 земных. Период обращения вокруг Солнца у этой планеты может составлять от 10 000 до 20 000 лет, так что увидеть её в простой телескоп вряд ли представляется возможным. Однако астрономы с воодушевлением принялись искать подтверждение, как впрочем, и опровержения, гипотезы существования планеты №9.

Области возможного нахождения планеты №9 (по материалам Astronomy & Astrophysics)

Например, четверо астрономов из Франции недавно опубликовали статью, в которой они утверждают, что вдвое сузили районы поиска гипотетической планеты. Для этого они проанализировали данные с зонда «Кассини», так называемые эфемериды – координаты положений небесных тел. Исследователи загрузили в специальную программу результаты более чем 150 000 таких наблюдений за положениями планет и других небесных тел Солнечной системы, и посчитали те области, в которых планеты № 9 точно не может быть. Почему же нельзя рассчитать её точное положение, вместо того, чтобы делать утверждения, что «мы не знаем где искать, но вот тут её точно нет»?

Дело в том, что планета № 9 предположительно находится на очень вытянутой орбите, в 20 раз дальше от нас, чем самая дальняя планета Солнечной системы – Нептун. Это сводит её влияние на орбиты известных нам тел до минимума, и точность измерений их положения не позволяет сказать – отклонились ли они от действия планеты №9 или же нет. Однако чем ближе к нам может находиться гипотетическая планета, тем большее возмущение в движение планет и небесных тел она может оказать, и это уже можно измерить. И если мы предполагаем, что планета находится в условной области, из которой она уже может оказать видимое воздействие, а мы этого воздействия не видим, то значит результат один – планеты там нет.

Несмотря на то, что французские астрономы очень сильно сузили зону поисков, она всё равно остаётся крайне большой – даже с такими исходными данными искать её придётся, как заявляют исследователи, порядка нескольких лет. Помочь в поисках могли бы новые данные, которые передаст станция «Кассини», но только в том случае, если руководство миссии примет решение в очередной раз продлить её эксплуатацию. Напомним, что «Кассини» находится на орбите Сатурна с 2004 года и продолжит свою работу вплоть до 2017 года, после чего планируется столкнуть «Кассини» с Сатурном и собрать уникальные данные о структуре и физических свойствах слоёв его атмосферы.