Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Сортировать по: дате  |   просмотрам  |   комментариям

Полярное Кольцо 2011: 24-29 марта

Подъем, не такой ранний, как хотелось. Сегодня, 24-го, мы пока еще стоим в самой узкой части пролива Красной Армии. При удачной дороге есть шанс к концу дня вплотную подойти к морю Лаптевых. Снег в этой части пролива какой-то рыхлый, набухший. Под ним часто встречается вода. Еще раз пришлось дергать друг друга. Из крайней снежной ловушки Дима, чуть прибавив газу, вырвался сам с криком: "На свободу!!!". Вошли в царство айсбергов. Ледник Академии Наук острова Комсомолец сбрасывает громадные глыбы в пролив, где они неспешно собираются в ожидании возможного летнего дрейфа. Наш путь петляет между ледяных стен. Прошли мимо плоского 500-метрового айсберга, стену которого сначала приняли за несуществующий остров. Впереди справа показались высокие, каменные берега, что под ледником Русанова. В этот момент предательски хрустнула одна из отремонтированных полуосей второго вездехода, фактически похоронив наши шансы своим ходом уйти на материк. Ведь это означало, что наши усилия не привели к желаемому результату и прочность полуосей все еще недостаточна для дальних переходов. Да, сей факт еще трудно укладывался в голове. Тем не менее, нужно как-то действовать дальше. До мыса Челюскин, куда мы собирались держать путь более 600 километров. Остров Средний позади примерно в 160-ти. Будем возвращаться, есть надежда дотянуть технику до базы своими силами (а какими же еще?) даже если оси будут "лететь" одна за одной. Перераспределяем груз на прицепах, три бочки солярки оставляем в "заброску" для грядущего сезона.

На следующий день, 25-го, начинаем движение по своим собственным следам на запад. Настроение соответствующее моменту. Снова проходим лабиринт между айсбергов и останавливаемся для фото и киносъемки в красивом месте. Параллельно делаем осмотр полуосей. Оказывается, что вовремя: на одной из них образовалась трещина, и через несколько сот метров колесо снова бы сиротливо поджалось к борту вездехода. Пришло время заняться серьезным ремонтом прямо в пути. Достаем сварочный аппарат. Штука, своего рода, уникальная: варит от штатных аккумуляторов (12/24 В), причем от 24 Вольт - 5-кой 20-ку (ток до 250 А). Помог достать сей аппарат известный радиолюбитель УКВ-ист Иван Шор (RA3WDK), за что ему очередное большое спасибо! Завариваем две полуоси и вновь начинаем движение. Становиться понятно, что осмотр состояния осей нужно делать регулярно и очень часто, дабы не пропустить момента разрастания трещины и поломки. Останавливаемся каждые полчаса. Редкая остановка не требует вытаскивания сварочного аппарата. Дима варит, остальные на подхвате. Через некоторое время процедура отрабатывается до автоматизма. Остановились, Дима и Миша - под машины. Далее, чаще всего:"Варим!", через минут аппарат около колеса, стена из "пенки" для защиты от ветра. Молоток, электроды, маска, зажим - наготове. Пищит электрическая дуга, давая надежду, что в результате все будет как надо. Дима вылезает из-под машины, стряхивает снег с комбеза, прыгает за руль и вездеходы мчат дальше. К вечеру мы уже оставили позади место предыдущей ночевки.

26-е марта. Продолжаем сокращать расстояние до Среднего в темпе похоронной процессии. Едем на первой передаче со скоростью 5-6 км/ч, тщательно выбирая дорогу. Водяные ловушки под снегом в самой узкой части пролива Красной Армии удалось аккуратно миновать, пользуясь своим собственным треком на GPS навигаторе. По-прежнему "варимся" через каждые 3 километра, часто по две и по три полуоси за раз. Очень помогают универсальные сильноточные разъемы, которыми оснащены вездеходы на носу и корме. Кроме этого, аккумуляторы так же имеют эти разъемы. Подключение воздушного насоса и сварочного аппарата занимает несколько минут. Выходим из горловины пролива на траверз острова Пионер и останавливаемся на ночевку.

27-е марта. До цели - 66 км по прямой. Все то же неспешное движение. Погода налаживается. Видимость - "больше двадцати". Вдали величественно вырастают очертания громадных ледников острова Октябрьской Революции. Наконец-то чувствуется окружающая перспектива и, временами, невольно ставишь себя на место Ушакова, разглядывающего эту, доселе никому не известную землю, восемьдесят лет назад. Ближе к обеду выходим "из-за угла" острова Пионер и ложимся на прямой курс до Среднего. Постепенно наш путь становиться все извилистее - входим в зону легкого торошения. Невысокие ропаки и надувы несильно тормозили наше движение еще несколько дней назад. Теперь же каждый холмик проходиться с величайшей осторожностью. Несколько километров мучений - и перед нами снова, гладкий как стол припай. К вечеру преодолели 33 км. Заметили интересный факт - полуоси чаще ломаются в первой половине дня. Надо будет подумать над возможными причинами.

28-е марта. Дима заваривает очередные три полуоси, и наши автопоезда выходят на финишную прямую. Здесь главное - не торопиться на последних километрах. Как и раньше, отсюда вездеходы могут выйти только своим ходом и никак иначе. Дорога снова портиться, петляем между невысоких льдин и вечером встаем в 7-ми километрах от острова - в пределах видимости фонарей погранзаставы и ВПП.

29-го марта в обед выезжаем на берег острова Средний в районе заправки. Последняя остановка, осмотр техники. Завариваем последнюю полуось. Через 2,5 км минуем ВПП и подъезжаем к погранзаставе. На заставе новые постояльцы - два экипажа вертолетов Ми-8 и несколько человек группы строительства и обеспечения ледового лагеря "Барнео-2011". Командует сводным отрядом наш давнишний друг, Александр Михайлович Бахметьев. Когда-то в середине 80-х он летал на Ан-2, прилетал и за нами на Северный полюс. Позже, в должности начальника Отдельного Хатангского авиаотряда, он много раз помогал нам в организации и авиаобеспечении наших лыжных экспедиций. Нынешний сезон у команды "Борнео" тоже начинается с серьезных задержек. 5 суток по непогоде просидели в Хатанге. Сейчас уже третий день сидят, вернее, лежат, на Среднем. По планам с 23 марта они уже должны быть на льду и приступить к подбору льдины для ВПП. Ил-76, готовый к десантированию топлива и грузов для лагеря уже более 10 дней находиться в Мурманске в готовности к вылету. От экипажей вертолетов получаем объективную и самую достоверную информацию о ледовой обстановке по нашему планировавшемуся маршруту на материк - с Хатанги они летели на Средний через мыс Челюскина, через пролив Вилькицкого. В проливе совершенно небывалая ситуация - много открытой воды, битый лед. И это в марте месяце. Старожилы такого не помнят. В это время через пролив ходили на тракторах, перевозя грузы на ст. Солнечная. Сегодня в это трудно поверить. Вокруг всего архипелага громадные полыньи. К северо-востоку их размеры достигают десятков, если не больше, километров открытой воды. Припай взломан под самые берега. Остается только поблагодарить провидение, что мы не оказались здесь на наших раненых вездеходах. Все, дотянули. Активная часть экспедиции 2011 года окончена, можно подводить итоги. Но вначале новая непростая задача - выбраться со Среднего вместе с нашей техникой и остальными грузами на Большую землю. Вначале это кажется нереальным. Возможно, это так и есть, но, действуя по принципу, что безвыходных ситуаций не бывает, Чуков берется за "Иридиум". Надеяться, терпеть и ждать: Будем следовать советам великого классика полярных путешествий Руала Амундсена.

Полярное кольцо 2011: 16-24 марта

Два следующих дня было потрачено на ремонт консолей промежуточных редукторов
обоих вездеходов. С помощью домкрата выровняли погнутые квадратные профили,
наварили усиливающие элементы и дополнительные упоры. Все вновь готово для
выхода на маршрут. Однако стало необходимо тщательно проанализировать
текущую ситуацию с точки зрения главной задачи экспедиции - успешного
прохождения всего маршрута до берегов Канады.

Совещание группы было достаточно тяжелым. Ситуация сложилась крайне
неоднозначная. На одной чаше весов - почти трехгодичная подготовка, успешное
решение массы организационных, финансовых и технических вопросов, взятые на
себя обязательства, наконец (или прежде всего) - устремления парней,
пожертвовавших многим ради этого невероятного путешествия. На другой чаше
весов - техническое состояние машин и, в меньшей степени, крайне
неблагоприятная ледовая обстановка вокруг Архипелага. Основная проблема -
полуоси. Их дальнейшее поведение, даже после проведения ремонта и
модернизации, предсказать трудно: В муках рождается решение. Выходить на
главный маршрут? Провести технический выход и принять окончательное решение
после него? Сразу поворачивать маршрут на "Большую Землю"? Мнения
разделились. Но времени на длительные дебаты и раздумья уже нет. Через день
начнутся работы по развертыванию ледового лагеря "Борнео" и на Полюс
отправятся наши грузы и топливо, которые мы по плану должны будем забрать на
середине нашего пути в Канаду. В таких условиях необходимо верно нащупать
эту призрачную грань между разумным риском или авантюрой и откровенным
фатализмом. В результате планируемый маршрут экспедиции от России через
Северный Полюс в Канаду оказывается уже за этой гранью: Ну что ж, надо
начинать действовать по новому плану - вывод машин на "Большую Землю",
совмещенный со всесторонними техническими испытаниями техники в "боевых"
условиях.

18-го марта, в пятницу, распрощавшись с пограничниками и гостеприимной
заставой, двинулись в путь. Состав нашей команды уменьшился до пяти человек:
Владимир Чуков, Александр Борисевич, Дмитрий Кутало, Олег Кажарский, Михаил
Глан. Так как планируемый трансполярный переход переноситься на более
поздний срок, то Сергей Фенев принял решение возвращаться домой.

Погода не благоприятствовала началу маршрута. Впрочем, если учитывать что у
природы, даже арктической, нет плохой погоды, то серьезная пурга уже не
кажется здесь помехой.

Заправка соляркой баков машин и пустых бочек на прицепах проходила
действительно в "боевых" условиях - снежные заряды топили окружающий мир в
молоке, а белая крупа моментально забиралась в любую дырочку или щель, будь
то карман или заливная горловина топливного бака.

Итак, сначала наш путь лежит на остров Голомяный, что примерно в 12
километрах от нашего пристанища на Среднем. Путь крайне прост: сначала
несколько километров вдоль взлетно-посадочной полосы, потом, дальше, до края
острова. После остается перебраться по косе на Голомяный и пройти пару
километров до полярной станции на самом западном мысе. Это при хорошей
видимости. А вот в "молоке" с десятками метров перспективы путь становиться
много сложнее. Скорость наших автопоездов в таких условиях - около 6-7
км/час. Снег забивает ветровое стекло, детали рельефа исчезают. Полное
впечатление, что плывешь в облаках. Вот так, плывя, первая машина чуть не
покатилась с крутого заснеженного откоса. Прицепы отцепили и выдернули
вторым вездеходом, машина налегке задним ходом выбралась на ровное место.
Скорость пришлось немного снизить. Через полчаса - новая напасть.
Малоснежная зима и сильные ветры обнажили на пути острые камни, по которым
вездеход прошел правой стороной и <потерял> две шины-оболочки разом. Все
запаски с прицепов пришлось пустить в дело.

К 10 часам вечера по местному времени вышли к полярной станции. Начальника
станции Игоря Лутченко застали на кухне за разделкой мяса, а Толя Омельченко
все еще колдовал где-то в мастерской. Мы, который уж день, обещали добраться
до коллег, но подготовка все держала нас на Среднем. Полярники уже и не
ждали нас сегодня. Игорь разместил нас на ночлег в "транзитной комнате". В
лучшие для Российской Арктики времена, эта комната использовалась как
общежитие на случай, когда гостиница на Среднем была забита народом до
предела. А такое ситуация была нормальной еще в 90-х годах уже прошлого
века. На нашей памяти еще два относительно благоустроенных одноэтажных
корпуса гостиницы для летного состава недалеко от аэродрома, в шумных
коридорах которой группе лыжников "Арктики" приходилось не раз ночевать за
неимением мест на койках.

Жизнь полярников Голомянного сейчас по-сермяжному трудна. Фиксирование
оперативных показателей каждые три часа, их обработка и передача на Диксон.
Кроме этого все вопросы выживания - тоже на плечах этих парней. Нужно
готовить еду, обслуживать котлы и дизеля, заниматься снабжением и ремонтом
всего немаленького хозяйства. Оборудование, как и почти везде в Арктике -
70-80-х годов прошлого века, и даже старше. Но все оно усилиями Игоря и
Анатолия содержится в хорошем состоянии и нормально работает. Еще на полярке
работают два молодых метеоролога, по-видимому после училища. Но им еще
только предстоит освоить все рабочие премудрости и научиться жить на этом
краю Земли.

День 19-го марта был посвящен шиномонтажным работам и устранению мелких
неполадок, проявившихся за первые километры пути. Восстановили две запаски и
еще одну шину-оболочку, "травившую" после испытаний каменной пустыней.

Днем к вездеходам пожаловал молодой белый мишка. Проследовав на расстоянии
около сотни метров от машин, он скрылся в невысоких торосах Карского моря.

Наутро 20-го числа мы покинули гостеприимную полярку Голомянного, тепло
простившись с Игорем и Анатолием. Сейчас наш курс - по проливу Красной Армии
к морю Лаптевых. Идем по гладкому как стол припаю к острову Крупской. Уже
при подходе к берегу на втором вездеходе ломается задняя левая полуось. Вот
тебе раз! Оказывается, не только центральные полуоси не держат нагрузки, но
и задние. Крайне неприятный момент. Запасных полуосей у нас только две, и
одну приходится устанавливать взамен треснувшей. Через полчаса начинаем
движение вдоль берегов острова Крупской на восток. И вновь остановка -
беспомощно повисло правое заднее колесо той же машины. Достаем из ЗиПа
последнюю полуось, но пока не ставим ее. После короткого совещания
вырабатываем следующий план действий - одной машиной налегке добраться до
острова Средний и произвести ремонт и усиление всех оставшихся
"оригинальных" полуосей путем заварки внутрь каждой из них лома подходящего
диаметра.

После короткого обеда Саша и Михаил остаются на "хозяйстве", а Владимир,
Дима, Олег и последняя запасная полуось выходят на первой машине без
прицепов курсом на Средний. В течение получаса эта полуось покидает салон и
встает на место своей сломанной подруги. И еще через час вездеход теряет
последнюю "родную" полуось и переходит в разряд "5х52. Разгрузив максимально
левый борт, на котором осталось только два колеса, продолжаем движение к
Среднему. Уже в темноте, в паре километров от острова ровная дорога
кончается, и вездеход начинают обступать невысокие торосы. Приходиться
постоянно маневрировать, что для нашей несимметричной машины достаточно
трудно - крутые правые повороты стремятся разбортировать перегруженные левые
колеса. Постоянно поправляем ремни, удерживающие шины-оболочки на стальных
ободьях. Огни погранзаставы уже давно видны в ночи, но приближаются к нам
очень медленно.

Ближе к полуночи среди торосов замечаем какую-то новогоднюю иллюминацию, и
эта "елка" явно движется нам навстречу. Через десяток минут встречаемся с
гусеничным вездеходом "Тайга", на котором пограничники выехали навстречу
нашим огням. Здороваемся, обмениваемся информацией. "Тайга" разворачивается
и бодро урча мотором уходит к острову, а мы следуем ее колее, чтобы попусту
не блуждать среди торосов.

В очередной раз не уследили за оборотами и ремень генератора, который
вращает еще и помпу, испарился с характерным запахом. Пришлось
останавливаться и искать временные аналоги. Резиновые кольца из камер,
кожаный брючный ремешок, капроновая веревка - все это работало не больше
пары десятков минут. Путь в моторный отсек для Дмитрия стал привычным.

Усилившийся боковой ветер, метров под 20-25 в секунду добавлял проблем.
Вначале едва не сорвало капот, но главный удар приходился на ослабленный
левые два колеса вездехода окончательно "устали" когда мы уже выбрались с
припая на остров. За несколько последних километров нашего ползания по
взлетно-посадочной полосе в рассветных сумерках левое переднее колесо
разбортировалось три раза и в полукилометре от ночлега испустило из себя
воздух.

Около 11-ти утра по местному - мы, наконец, на месте. Сергей Фенев, который
так пока и не улетел на "Большую Землю", угощает нас поздним завтраком. Три
часа сна и мы снова в мастерских. К концу дня 4 полуоси отремонтированы
усилены "ломами".

На следующий день (22 марта) восстанавливаем колесную формулу нашей машины
(6х6), заклеиваем протертую камеру. В обед покидаем Средний и мчимся к нашим
товарищам, коротающим время среди торсов пролива Красной Армии.

Обратный путь занял менее часа. После воссоединения и приведения в порядок
второго вездехода вновь продолжаем путь к морю Лаптевых. Дорога идет по
ровному припаю, чуть всхолмленному фирновыми застругами. Иногда попадаются
поля невысоких торосов. До конца дня успеваем переместиться к острову Пионер
и встать у его берегов. На ночлег размещаемся внутри машин. Немного
тесновато, но зато это сильно экономит время и надежно защищает от непогоды.

23-го марта - полноценный ходовой день. С утра Саша и Дима заняты
подготовкой машин к выезду. Поле завтрака идем вдоль берега острова Пионер.
Потом начинаем втягиваться в S-образное горло пролива Красной Армии между
островами Комсомолец и Октябрьской Революции. При наезде на небольшой ропак
неожиданно спускает одно из колес первого вездехода. Подготавливаем к замене
запаску. Но тут выясняется, что шина-оболочка в сохранности, а потерялся
колпачок воздушного "соска". В потемках подходим к самому узкому месту
пролива Красной Армии. Идем вдоль правого берега, иногда выбираясь на него.
Два раза проваливаемся в мокрый снег. Однажды приходиться дергать первый
"автопоезд" вторым вездеходом. В 12-м часу ночи, немного отъехав от берега
к середине пролива, встаем на ночевку.

Путешествие

"Разве ты не знаешь, что настоящая жизнь есть путешествие? ... ... И мы путешествуем каждый день, пока движется природа."
Иоанн Златоуст

"Во время путешествия смело смотрят на предстоящие опасности люди, незнакомые с бурями, и люди, по своей опытности знающие средства к спасению."
Аристотель

"Вот, говорят, путешествие - лучшее средство образовать себя во всем: правда, точно правда! Как многому тут научишься."
Николай Гаврилович Чернышевский

"Хорошо спокойно жить на старом месте, хорошо побывать и на новых местах, о которых давно мечтал. Но лучше всего быть уверенным, что они не исчезнут, когда тебя не будет."
Элиас Канетти

"Путешествие в тысячу миль начинается с одного шага."
Лао-Цзы (Ли Эр)

"Путешествие как самая великая наука и серьезная наука помогает нам вновь обрести себя."
А. Камю

23 марта день рождения участника экспедиции Олега Кажарского

Мы поздравляем с 45летием нашего дорогого друга Олега Кажарского. Олег является незаменимым человеком на маршруте - опытный радист, IT специалист, видеооператор, верный товарищ. За плечами Олега арктические лыжные путешествия 1987, 1988, 1989 и 1992 гг., участие в арктическом проекте "Полярное Кольцо" 2007 года, Тибетская экспедиция 2007 года. Мы желаем Олегу новых интересных экспедиций и путешествий.
Сейчас Олег в составе маршрутной группы экспедиции "Полярное Кольцо-2011" находится на Северной Земле.

Полярное кольцо 2011: 8-15 марта

Еще одна неделя экспедиции. Много чего случилось за эти дни: Однако, обо всем - по порядку.

Международный женский день отметили - как и полагается в наших условиях - ударным трудом. Чтобы обеспечить авиационную доставку техники на о. Средний, вездеходы и прицепы пришлось существенно разукомплектовать - снять колеса, всю подвеску, многое из навесного оборудования. Обратный, созидательный процесс за Полярным кругом, хотя и производимый в крытом боксе, требует в разы больших сил и времени. Как ни готовься к такой экспедиции в средних
широтах, а все ж таки окончательную укладку снаряжения, размещение груза на прицепах, обкатку "автопоездов" нужно завершать в реальных условиях эксплуатации при низких температурах, на сложном рельефе.

Вечером присоединились к праздничному столу, организованному пограничниками для прекрасной половины человечества. Да, и на этом краю Земли есть "декабристки", последовавшие за своими мужьями в полярную ночь, быстро
сменяющуюся сейчас на полярный день.

Через день первый вездеход выезжает из бокса и делает пробный маршрут до ближних "бочек" и обратно. Начало положено! Сосредотачиваемся на второй машине. Здесь работы больше. Уже при перевозке "вылезли" некоторые заводские дефекты, которые предстоит оперативно устранить. Пока наиболее серьезный - небольшая трещина в сварном шве алюминиевого топливного бака. Однако через эту трещину довольно бодро уходит солярка и стандартные подручные методы устранения такой течи (мыло, резиновая "заплатка" и т.д.) в наших условиях не работают.

Надо сказать, что остров Средний, как и многие другие северные "населенные" острова, представляет собой музей-свалку техники и всевозможных железяк под открытым небом. Большая часть всего этого добра скрыта под снегом, но многое все же торчит из-под сугробов или выглядывает из черных глазниц полуразрушенных строений. Недолгие поиски в сумерках полярного вечера дали положительный результат - удалось обнаружить два вместительных топливных бака, бывших когда-то новыми, но так и не дождавшихся настоящей работы. Один из них разместился в корме вездехода, а второй - навьючен в обоз как ЗИП.
Вскоре и второй вездеход покидает гараж, уступая место прицепам.

Погода сильно портиться. Давление вместе с температурой резко идут вверх.
Почти трое суток дует крепкая низовка, видимость - несколько десятков метров, дальше все тонет в молоке снежных зарядов. Хождение от коек до бокса и обратно превращается в самостоятельное путешествие.

Работа над прицепами подходит к концу. Остаются мелочи, до которых не дошли руки в Москве. Неожиданно случается крупная неприятность: при переваливании через невысокий надув у одной из машин ломается одна средняя полуось.
Поломка, вроде и "штатная", даже для джиперских покатушек; у нас в наличии есть запасные полуоси. Однако внимательный анализ показал, что дело тут в заводском дефекте при изготовлении всей партии этих деталей, поэтому "здоровье" остальных полуосей начало вызывать очень серьезные опасения.
Конструкция этого узла разрабатывалась, в том числе, и с учетом минимального веса, поэтому кардинально "подлечить" полуоси в поле не представлялось возможным. После некоторых раздумий было найдено временное решение - заварить внутрь полых осей усиливающие прутки необходимого диаметра. Найти и обработать необходимый профиль на острове - дело сильно не простое. И здесь нам неоценимую помощь оказали механики погранзаставы и работники полярной станции острова Голомяный - Игорь Лутченко и Анатолий Омельченко.

Работоспособность Димы Кутало и Саши Борисевича просто поражает. Час за часом, день за днем они гнут, пилят, варят железо, отлаживают механику, ведут порой неравную борьбу с холодом, отсутствием хитрого крепежа: Поистине, механик в подобной экспедиции - человек незаменимый. Не отстает от них и Сергей Фенев, со знанием дела берущийся практически за любую "железную" работу и доводящий ее до логического конца. Сказывается богатый жизненный опыт, накопленный в северных краях.

Однако на этом наши неприятности не заканчиваются, а похоже наоборот - только начинаются. Чем-то мы прогневали Снежную Королеву, и она с дьявольской изобретательностью начинает расставлять ловушки на нашем пути к цели. Вдруг один за другим сгорели оба инвертора 12/220, хотя в Москве были
испытаны и показали нормальную работоспособность. Третий инвертор, собранный из останков двух первых, продержался несколько дольше, но, в конце концов, отправился следом. Низкие температуры и северное сияние, конечно же, страшная сила, но главная причина не в этом. Основная причина - откровенная халтура, "благодаря" чему инверторы превратились в разовое электрооборудование. Остаться без электроинструмента на маршруте - событие, хотя и не смертельное (есть ручные "помощники"), но все же, крайне
неприятное.

Очередное событие только укрепляет наше мнение о качестве современного электрооборудования. Один за другим выходят выключатели массы на обоих вездеходах. Их у нас по 4 на машину, плюс 3 в запасе. Вскрытие показало, что для этих "муляжей" даже 3-4 успешных включения - невероятная удача. Спасает все тот же арктический "музей" техники под открытым небом. В кабинах давно истлевших тягачей и прочей техники "двойного назначения" великолепные выключатели массы 70-80-х годов с надежными посеребренными контактами,
которые смогут работать еще не один десяток лет. Однако сегодня, в XXI веке, делать их уже разучились.

На этом фоне курьезным представляется процесс кипячения чистейшего спирта-ректификата нашим доктором и зав. хозяйственной частью Мишкой Гланом.
Сложилось так, что пластиковые бутылки с водой и "лекарством" оказались рядом в обеденный перерыв. Для заливки в чайник была выбрана ближайшая, не с водой. Поразительно быстро закипевшую жидкость успели разлить в термос и заправить чайник по новой. До разведения этой жидкостью лапши, однако, дело не дошло - вновь прибывшие без хронического насморка почувствовали характерный запах и остановили сей затратный и небезопасный процесс. Однако
свои прямые обязанности "полкового доктора" Михаил выполняет на "отлично": раздает пилюли, вытаскивает из глаз залетевшую туда окалину из-под болгарки, даже бинтует переломы пальцев местным жителям.

Вечером 13-го марта "умер" жесткий диск основного бортового компьютера, выполняющего задачи навигации, автоматического позиционирования и связи с "большой землей". Последние пару экспедиций этот компьютер служил нам безупречно, и вот пал под ударом той же коварной северной дамы (см. выше). В
очередной раз констатируем, что дело не смертельное, есть резервный компьютер. Он хотя и другого класса, но основные задачи решать может. К тому же раньше путешественники успешно обходились безо всяких этих "хохоряшек".

14-го марта практически собрались для выхода со Среднего. В планах было дойти автопоездами до острова Голомяный, завершить там ремонтные работы и принять баню. С утра посетили знаменательное место, дорогое сердцу не только
каждого настоящего полярника, но и просто любого неравнодушного к истории отечественной Арктики - избушку-музей экспедиции Ушакова. Среди окружающей
разрухи этот островок прошлого как-то по-особому внушает надежду, что все еще поправиться и будет по уму.

Планам не суждено было сбыться - в очередной раз рассмешили Бога. Начало движения одного из автопоездов совпало с новой поломкой: на одном из тяжелых режимов движения погнулась консоль промежуточного редуктора и цепь стала проскакивать на звездочке. Какого рода этот дефект - заводской или
конструктивный - еще предстоит выяснить, а сегодняшний день 15-го марта посвящен ремонту данного узла сразу на обеих машинах, чтобы не ждать очередной поломки.

Между тем из Питера вот уже который день поступает неутешительная информация о ледовой обстановке к северу и северо-востоку от о. Комсомолец: заприпайная полынья тянется вдоль всего северного и восточного берега острова и достигает ширины от 3 до 5 миль. Ситуация крайне напряженная. На днях начинает работать авиация по развертыванию полюсной базы "Барнео".
Через пару недель намечена заброска наших грузов для пути от полюса до Канады, а мы все еще находимся на о.Среднем.

Экспедиция Полярное Кольцо 2011: 3-7 марта

После завтрака 3-го числа вся команда выдвинулась в направлении гаража, где нашли приют наши вездеходы. Более близкое знакомство с этим гаражом показало, что в нем почти что нет отопления – батареи разморожены и только одна еле-еле теплится. Однако, как показали последующие дни, температура в нашем боксе держится в районе минус 7-8 градусов по Цельсию, если нет сильного ветра.

Команда МЧС тоже подтянулась к машинам, чтобы помочь нам собрать четыре прицепа и оставшиеся четырнадцать колёс. Для нас это огромная помощь. Максим возглавил сборку прицепов, а Михаил – шиномонтаж и работа закипела. Мы же приступили к сборке самих вездеходов – необходимо обратно установить подвеску машин, навесное оборудование, уложить утеплительные коврики и т.д. - работы хватает всем и день пролетает незаметно.

День пока что короток. Вечером ветер стихает, и небо над нами залито всполохами полярного сияния. Морозно, -35 градусов.

4 марта улетает команда МЧС а вместе с ними и Максим, «последний из могикан» нашей команды поддержки. Для нас это очень ощутимая потеря - когда-то это должно было случиться, но хотелось бы попозже. Самолёт МЧС АН-74, носящий имя Георгия Байдукова, прибыл после обеда, и наши помощники грузятся в самолёт. Вместе с ними уезжает из бокса и тепловая пушка… Последний групповой снимок на память и рампа самолёта закрывается. Погода не балует – сильная позёмка и полосу еле видно в ста метрах. Однако самолёт МЧС удаляется в другой конец взлётной полосы, и через 19 минут мы уже видим его пролетающим над нами курсом на материк. Немного грустные мы возвращаемся к нашему «железу».

Следующие три дня продолжаем готовить снаряжение и машины. Первая машина, которую Дима почему-то называет «второй», выезжает из бокса и отправляется в первый «поход» по Северной Земле. За рулем – автор, Саша Борисевич. Маршрут прост – меньше километра до погранзаставы и обратно. Но результатом какого же громадного труда на протяжении последних лет стала эта первая «вылазка»!

Теперь в боксе освободилось достаточно места для монтажа подвески и на вторую машину и ее окончательной доводки. Олег и Михаил «колдуют» над электропроводкой, Владимир Семёнович налаживает спальные и сидячие места, Дима и Саша – «боги» всей механической части. Ещё пара-тройка дней и наш караван должен двинуться в путь. Уж скорей бы. Погода переменчива. 6-го с утра за окном – минус 40 градусов, а под вечер уже ближе к тридцати. Сегодня вообще – около 26-ти.

Экспедиция Полярное Кольцо 2011: 2-3 марта

Утром 2-го марта погода случайно оказывается летной, как минимум, в трех авиационных точках: в г. Воркуте, на острове Средний и на одном из запасных аэродромов. Экипажи выдвигаются к бортам в 7 часов по местному времени. Мы успеваем навестить столовую и даже захватить «сухой паек» для летчиков с собой в аэропорт. В очередной раз загружаемся на «апельсин», который доставляет нас к самолетам. Подготовка к полету в самом разгаре: «воздухогрейки» уже оживили заиндевевшие внутренности АН-72-х, техники бегают по крыльям и поливают из ведер закрылки жидкостью «Арктика».Видимость постепенно ухудшается, начинает задувать. Летчики торопятся с вылетом – долгое сидение на 67-й параллели тягостно действует не только на нашу команду.

Короткий разбег по взлетно-посадочной полосе – и мы, наконец-то в воздухе, на пути к точке старта. В воздухе отметили очередной этап экспедиции, продолжили разбор снаряжения, доклеили логотипы наших спонсоров на технику.

Через 3 часа после взлета АН-72-й начинает снижение. Под нами – льды Карского моря. С такой высоты они обманчиво кажутся ровными белыми полями с тоненькими прожилками разводий. Пройдя над островом один раз самолет мчится над заснеженной ВПП. Вот первое касание земли. Полоса немного неровная, поэтому подпрыгиваем и на миг зависаем в воздухе. Снова касание и реверс. Приземлились.

У трапа нас встречает команда Красноярского МЧС, прилетевшая на остров десять дней назад. В программе у спасателей – короткие учения в условиях Крайнего Севера, а так же помощь нашей группе на этапе подготовки к выходу на маршрут. Сообща разгружаем сначала один самолет, а затем – и второй, приземлившийся на 20 минут позднее. Без особых проблем вручную выкатываем по открытым рампам вездеходы. Подвеска у машин снята (иначе они не поместились бы в АН-72-й). Поэтому с помощью «Тайги» оттаскиваем технику в теплый бокс.

Вечером – размещение «на постой» и торжественный ужин c МЧС-никами в честь долгожданной встречи.

Северная научно-промысловая экспедиция 1920г.

4 марта 1920 года на заседании президиума ВСНХ была учреждена Северная научно-промысловая экспедиция, в состав которой вошли крупнейшие учёные и исследователи того времени.По своим масштабам она была сопоставима с Великой Северной экспедицией Беринга – более 200 специалистов были поделены на 23 отряда и направлены в различные районы Европейского Севера. Беломорский гидролого-ихтиологический отряд возглавил выдающийся зоолог Петр Юльевич Шмидт, оленеводческий – известный ветеринарный врач Сергей Васильевич Керцелли. Отряд геолога Александра Александровича Чернова проводил разведку полезных ископаемых в Печорском угольном бассейне.
Общее руководство экспедицией было поручено знаменитому полярнику Рудольфу Лазаревичу Самойловичу.
В общей сложности ученые охватили своими исследованиями около 40 % площади Советской России – Белое, Карское, Баренцево моря, большеземельную тундру, район Печоры, берега Оби, Кольский полуостров, хребет Пай-Хой.
Результаты экспедиции в десятки раз превзошли затраты на ее организацию. Была начата разработка Ухтинской нефти, добыт первый уголь на Печоре, открыты апатито-нефелиновые руды Кольского полуострова.

4 марта 1937 года родился Юрий Александрович Сенкевич

4 марта 1937 года родился Юрий Александрович Сенкевич 04.03.2011 23:35

Юрий Александрович Сенкевич — президент Ассоциации путешественников России, член Союза журналистов России, сопредседатель Фонда международной гуманитарной помощи и сотрудничества, академик Российской телевизионной академии, лауреат Государственной премии, награжден многими орденами и медалями.


Вместе с «Клубом путешественников», которым Юрий Александрович бессменно руководил 30 лет, он побывал на всех шести континентах, в 125 странах, в самых труднодоступных точках нашей планеты. Его нередко спрашивали: «После всего увиденного вам не бывает скучно жить обычной жизнью?» На что он неизменно отвечал: «В моем лексиконе слово «скучно» отсутствует…» В этих словах весь Сенкевич!


"Бессмысленно в коротком газетном материале пытаться хоть
сколько-нибудь полно рассказать об этом уникальном человеке, с кем в начале 80-х свел меня случай. Это были наши первые серьезные лыжные арктические походы: Таймыр, Северная Земля, дрейфующие льды Карского моря. Мы готовились к первому автономному лыжному переходу на Северный полюс. В те годы подобного опыта еще ни у кого не было. По силам ли человеку без посторонней помощи пройти путь по дрейфующим океанским льдам от берега до полюса?
Этот вопрос интересовал не только нас, но и специалистов-медиков из Института авиационной и космической медицины и Института медикобиологических проблем.
Именно в стенах ИМБП мы и познакомились с Юрием Александровичем, когда наша – в основном армейская – команда проходила медицинское обследование перед очередной арктической экспедицией и получала «инструктаж» по выполнению медико-биологической научной программы.
А в 1985-м, после лыжного перехода по льдам Карского моря от Северной Земли до о. Ушакова, Юрий Александрович первый раз пригласил нас на свою передачу. Наш разговор перед камерой, который длился, наверное, не менее двух часов, запомнился какой-то необыкновенно теплой, естественной атмосферой. Эта атмосфера, располагающая к откровенному разговору, пронизанная искренним интересом к теме,к собеседнику, всегда была своеобразной визитной карточкой «Клуба путешественников». В этом огромный
талант Юрия Александровича как журналиста и большая заслуга как организатора, сумевшего сплотить вокруг себя великолепную команду молодых профессионалов. Каждый раз, когда мы вновь оказывались в студии, передо мной был человек, которого реально интересовало все, что происходило с нами во время этих непростых экспедиций, вопросы были очень точными,профессиональными. Съемки превращались в живой диалог, порой Юрий Александрович, перебивая, вспоминал какие-то моменты из своих путешествий, становясь не просто ведущим, а участником событий.
Человек-легенда, которого хорошо знали и дружбой с которым гордились известные путешественники всего мира, вел разговор так, будто мы были когда-то вместе с ним на
«Ра» или на «Тигрисе»…
Не скрою, Юрий Александрович выделял нашу команду из ряда
других. Чувствовалось, что для него не безразличны ее успехи или неудачи. Он видел нашу целеустремленность, профессиональный подход и преданность своему любимому делу – арктическим путешествиям. И его оценка для нас всегда была главным критерием."


По материалам интервью с Владимиром Чуковым "Газеты о Путешествиях, Экспедициях, Исследованиях "КАЮТ КОМПАНИЯ" http://www.kajut-compania.ru/200901.pdf



Экспедиция Полярное Кольцо 2011: 2 марта

Намеченный вчера вылет из Воркуты состоялся. Два самолета благополучно доставили путешествеников и технику на о.Средний. Сейчас главная задача - как можно быстрее собрать вездеходы и выйти на точку старта. Слишком много упущено времени на ожидание погоды в Воркуте. Три дня - рекордно малый срок, который дали себе механики экспедиционной группы на сборку вездеходов. Нет времени на связь с Большой землей. Работа кипит.

Экспедиция Полярное Кольцо 2011: 1 марта

День прошел по уже привычному сценарию. Новостей, практически, никаких, за исключением того, что погода в Воркуте испортилась не на шутку. Сильно метет, ветер валит с ног. По городу штормовое предупреждение. В этих условиях даже просто доехать до аэродрома, чтобы забрать в гостиницу очередную партию оборудования для подготовки к движению, удается не сразу.

На освободившиеся в нашем номере места поселяются штурманы наших двух экипажей. Теперь мы еще яснее чувствуем, что главная задача для всех нас - любой ценой выбраться из Воркуты. Командиры ради этого уже готовы в случае чего на ночевку на о.Среднем, о чем пару дней назад не хотели даже думать.

К вечеру погода существенно улучшается. С Голомяного тоже самая благоприятная информация. Наши самолеты в очередной раз "встают в план". Вылет намечается завтра в 9.00. "Апельсин" за нами должен подойти около восьми.

О том, что завтра может случиться "чудо", стараемся не говорить. Готовимся!


Экспедиция Полярное Кольцо 2011: 28 февраля

Позади еще два дня «великого воркутинского стояния». Разговоры о нелетной погоде не убеждают - за окном практически чистое небо, легкая поземка. С Голомянного тоже сообщают самые благоприятные метеосводки, но...
Оказывается, нынче аэропорты в Арктике работают по правилам, в которые верится с трудом: в пятницу – короткий день до 17-00, в субботу – тоже, в воскресенье – выходной и никаких исключений. Погоду профукали, теперь до понедельника...

Ощущение такое, как будто все вокруг в каком-то летаргическом сне. За 10 суток в небе ни одного самолета или вертолета. Где ты, арктическая авиация?

Пытаемся хоть как-то использовать время. Олег два дня собирает схему своего радионавигационного хозяйства. Познакомились с местным радиолюбителем Дмитрием (R7BA/9), который активнейшим образом принимает участие в решении наших проблем.

Михаил - на связи с Голомянным через Интернет и Иридиум. Сергей продолжил вести фотолетопись. Дмитрий и Саша осваивают «скайп» и обсуждают технические детали предстоящего маршрута. Владимир Семенович «чинит погоду»: переговоры с экипажами, Москвой...

Команда техподдержки существенно поредела – сегодня вечерним поездом возвращаются в Москву еще трое наших ребят. Время, которое они смогли выкроить, на исходе. Остаемся всемером.

Летчики тоже засиделись и ищут любые возможные выходы из данной ситуации. Настроены лететь в ночь со вторника на среду. Метеопрогноз на среду благоприятный. Неужели «чудо» свершится и мы вылетим-таки на о. Средний!

А там уже 10 дней находятся наши красноярские друзья – спасатели красноярского краевого ПСО, с которыми у нас запланированы совместные действия на старте экспедиции.
График движения придется «корректировать», ведь на «Барнео» нам нужно быть не позднее 20.04.

А пока у нас по плану баня – собираемся отвлечься от замучивших всех нас размышлений на грустные авиационные темы.

Экспедиция Полярное Кольцо 2011: 26 февраля

Завтрак в 7 утра. Короткие сборы. К 9-ти часам из аэропорта приходит «апельсин» - желтый пассажирский кунг на базе «Урала». Грузимся на автомашину и вместе с экипажами приезжаем к самолетам. У бортов уже стоят «генераторы счастья» - аэродромные грузовики с «рукавами», через которые в салон и турбины самолета закачивается горячий воздух.

Техники домашними вениками и метлой на 3-х метровой деревянной ручке вытряхивают снег из-под лючков и колпаков фюзеляжа. Погода помаленьку портиться – высокую дымовую трубу на краю города, по которой народ определяет видимость, уже не видно. Крепкий ветерок, немного метет. Экипажи перемещаются от одного борта к другому, пора вылетать, но команды все еще нет. Еще через пару часов поступает новость – сегодня никуда не летим, надо возвращаться в гостиницу. Вот те раз. Причина – экипажу отказали в запасных аэродромах. Норильск, Хатанга, Нарьян-Мар по разным причинам не могут принять наши борта на обратном пути в случае необходимости, а в Воркуте погода нестабильная.

Олег с Димкой Кутало остаются на борту, чтобы провести мелкие работы на машинах, остальные выдвигаются в сторону уже родной центральной гостиницы «Воркута». Во второй половине дня мы опять на своих койках, чтоб продолжать «великое сидение». Завтра воскресенье и у нынешней «полярной» авиации – выходной. Представить такое лет 20 назад было просто невозможно… Но это тема уже совсем другого разговора.





Экспедиция Полярное Кольцо 2011: 25 февраля

Продолжается наше «великое воркутинское сидение». Погода на Среднем постепенно налаживается. На «большой земле» - наоборот сильно портиться. Вылететь нашим двум бортам по-прежнему не удается. Дело в том, что АН-72-е после разгрузки на островах должны возвращаться обратно на один из материковых аэродромов. Кроме того, по инструкции нужно обеспечить возможность быстрой аварийной посадки, если при взлете возникнут какие-либо проблемы.

Нормальной погоды одновременно в точках «А» и «В» дождаться крайне сложно. Начинаем ловить «окна». По прогнозам вослед за первым циклоном на Средний должен прийти второй. Посему у нас не так много времени на попытку достичь Северной Земли. Постоянно получаем погоду от Игоря Лутченко. Вечером 25-го, после анализа метеоданных и прогнозов, летчики принимают решение «встать в план» вылета на завтрашнее утро. Надеемся, что попытка будет удачной.


Экспедиция Полярное Кольцо 2011: 23 февраля

Сегодня спали до упора – «упёрлись» в 9 часов утра. Довольно-таки тепло сегодня – минус 14, хотя немного ветрено. Каких-либо грандиозных планов на сегодня нет, можно пройтись по магазинам и рынку – докупить недостающие мелочи.

Вынужденная задержка в пределах цивилизации позволяет нам - как выразился Дмитрий Кутало - «шлифовать формулу комфорта».
На рынке найдены пластиковые бидоны, немного фанеры, удочка, другие «причиндалы». В автомагазине увеличиваем объем ЗиПа для вездеходов. Собираем посылку и для Игоря Лутченко с Голомяного. Долго спорили, какие часы больше подойдут для его кают-компании.

После обеда возвращаемся в гостиницу и начинаем готовиться к празднику. Небольшой столик, одна (!) бутылка водки на десять мужиков, какая-то закуска – всё скромно и со вкусом. Владимир Семёнович произносит несколько тостов, а все мыслями там, на острове Среднем… Это наша «навязчивая» идея: погода, воздушное давление, циклоны, ветер не сходят с языков.

Пришел Женя - штурман второго самолёта - с новостями о погоде. Пока ничего обнадёживающего: ветер боковой, кромка низкая, видимость «никакая», полоса с переметами снега высотой до 40 см. Для ее очистки потребуется минимум 5 часов. Но на завтра в плане уже опять работа со снаряжением в самолётах, связи с Голомяным. Миша Глан даже «вытянул» сводку погоды из знакомого метеоролога, находящегося в канадском поселке Резолют Бэй. Канадец подтверждает то, что мы и так знаем, и нам от этого не легче.

Владимир Семёнович цитирует Руала Амундсена: «Полярник должен уметь ждать и терпеть». Это как нельзя более точно и правильно соответствует моменту.


Экспедиция Полярное Кольцо 2011: 22 февраля

Мы знаем, что сегодня вылета не будет и немного расслаблены. Завтрак - как обычно.

Лётчики собираются на аэродром и согласились взять несколько наших товарищей с собой – у нас всегда есть какая-нибудь работа на машинах. Вся команда поддержки выезжает в аэропорт. А из этой команды осталось 4 человека: Геннадий вынужден вернуться в Москву поездом. Такая задержка с вылетом не входила в его планы своевременного выхода на работу.

C утра проводим несколько сеансов связи с п/ст на о. Голомяный через Иридиум. У себя в гостинице используем ноутбук со «Скайпом» для звонка на московский телефонный номер шлюза компании «Сателлит-Телеком». Этот шлюз, в свою очередь, соединяется с мобильным телефоном полярной станции через спутник. Такая схема позволяет сократить стоимость спутниковой связи в несколько раз.

Дмитрий Захаров, генеральный директор «Сателлит-Телекома», справедливо считает, что такая услуга резко увеличивает информационную доступность самых удаленных точек российского Севера. Можем добавить: проверено – действительно работает!

Игорь Лутченко с Голомяного раз за разом передает неутешительные сведения – погода плохая, давление падает, видимость ухудшается. В 5, 6 и 7 по Гринвичу направление и сила ветра (град/м/с): 140/6-8, 120,7-9, 125/8-10; видимость по горизонту (м): 10000, 7000, 4000; нижняя кромка (м): 350, 370, 380; температура (град С): -24, -24, -22; давление (мм рт. ст.): 736, 734, 732…

Ребята вернулись в гостиницу. Их прогулка по центру города на оленьей упряжке была внезапно прервана сотрудником ГИБДД, который решил проверить "техосмотр" у погонщика упряжки.

День заканчивается, и мы забираемся в кровати. Завтра вылета снова не будет – 23 февраля, День Защитника Отечества, праздник. Аэропорт «опечатан», все мужчины традиционно «отмечають».

Экспедиция Полярное Кольцо 2011: 21 февраля

Воркута. Уходим на завтрак и ожидаем команды на вылет от командира авиагруппы, Романа Николаевича Ткача. В 9:20 получаем информацию – погоды нет и не ожидается до четверга, 24 февраля. Это в наши планы никак не входит, но с погодой не поспоришь. Хорошо бы выяснить реальную погоду на Среднем и Голомяном, но как с ними связаться?

Тут наш «радио бог» Олег Кажарский с помощью Миши Глана находят какие-то хитрые шлюзы в интернете, которые позволяют через Skype звонить на спутниковый телефон Иридиум – мы знаем, что на полярной станции на острове Голомяный, есть такой телефон, хотя он обычно используется в экстренных ситуациях и часто выключен. И вот чудо свершилось: мы пытаемся звонить, и Иридиум на Голомянном включен. Теперь у нас есть связь с полярной станцией – на связи Игорь Лутченко. Договариваемся, что нам передадут метеосводку на 8, 9 и 10 часов – это позволит командиру оценить погодную обстановку и принять решение на полёт. А пока ждём погоды – ещё одна ночь в тёплом гостиничном номере и дополнительная возможность отоспаться. Никто не знает, что нам принесёт завтра.

С экипажами договариваемся о возможности завтра поработать на своих вездеходах. Потеря времени для нас – главная проблема.



Экспедиция Полярное Кольцо 2011: 20 февраля

Впервые за несколько последних дней нам удалось поспать – встали около 9 утра. Завтрак входит в плату за проживание: салатик, блинчики со сгущёнкой и овсяная каша с маслом порционно, а вот чай и хлеб – неограниченно. Звонок от Ивана Фёдоровича, машина дожидается нас внизу.

МЧС принимает нас как самых дорогих гостей: воспоминания о прошлых походах, о работе МЧС на Севере и просто за жизнь. Бажуков помогает машиной, чтобы совершить покупки недостающих комплектующих и материалов. К вечеру мы снова в гостинице – по телевизору идёт фильм «Берегись автомобиля» - все собрались вокруг маленького Hitachi.
Отбой пораньше – завтра вылет.


Отправка экспедиции

17 и 18 февраля была завершена погрузка двух вездеходов и снаряжения экспедиции «ПК» на многоцелевые транспортные самолеты АН-72. Сегодня 19 февраля в 11 часов утра, преодолев все трудности при оформлении разрешительных документов, оба самолета взяли курс на Воркуту. На 21 февраля запланирован перелет г.Воркута - о.Средний, откуда будет дан старт экспедиции «Полярное Кольцо-2011».