ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЭНТОМОЛОГИЯ. ПОДВОДНЫЙ КОЛОКОЛ, ИЛИ О ПАУКЕ-СЕРЕБРЯНКЕ

Н.Н.Плавильщиков

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЭНТОМОЛОГИЯ

Наука и жизнь // Иллюстрации
Николай Николаевич Плавильщиков (1892-1962) - доктор биологических наук, энтомолог-популяризатор, автор двадцати научно-популярных книг.
Паук-серебрянка и его воздушный колокол.

Николай Николаевич Плавильщиков (1892-1962) - выпускник естественного отделения физико-математического факультета МГУ, зоолог, специализировавшийся по жесткокрылым, доктор биологических наук, профессор. Много лет он работал в Зоологическом музее университета, коллекционировал насекомых, написал несколько учебников, пособий, определителей по биологии и энтомологии, был научным редактором журнала "Юный натуралист".

Для читателей разного возраста Николай Николаевич написал два десятка научно-популярных книг и брошюр, в числе которых: "Жизнь пруда", "Юным любителям природы", "Гомункулус: Очерки из истории биологии" и другие. Очень тепло была встречена критикой и читателями его последняя работа - "Занимательная энтомология".

В своих книгах Плавильщиков не назойлив и не назидателен: чтобы понаблюдать внимательнее "чудеса" живой природы, он приглашает читателя на луг и на пруд, в лес и в поле, на огород и на пустырь, попутно сообщая много полезного и интересного, предлагая любознательным проделать дома доступные и поучительные опыты.

Разумеется, далеко не все наблюдения и эксперименты ученого-популяризатора, о которых он мог бы поведать массовому читателю, описаны в его книгах. За рамками произведений остались многие удивительные эксперименты, например, успешный опыт по пересадке головы жука-дровосека на место головы жука-навозника и наоборот, проведенный еще в довоенные годы с целью изучения совместимости органов.

За последние 25-30 лет в России вышли отличные научно-познавательные книги о насекомых отечественных и зарубежных авторов: В. Гребенникова, М. Козлова, П. Мариковского, В. Мурзина, Н. Щербиновско го, К. Фриша, а ранее - И. Васильева, Д. Панфилова, Я. Стекольникова, И. Халифмана, М. Мульта, Р. Хедстрома и конечно же А. Фабра - любимого автора Николая Николаевича. Однако "Занимательная энтомология" не затерялась среди них. Она издавалась и за рубежом.

Предлагаем читателям очерк из книги Плавильщикова; он печатается с небольшими сокращениями.

Ю. МОРОЗОВ.

ПОДВОДНЫЙ КОЛОКОЛ, ИЛИ О ПАУКЕ-СЕРЕБРЯНКЕ

Пауки - жители суши. Водяной паук - исключение из правила: большую часть своего времени он проводит под водой.

У этого паука несколько названий, и каждое из них отмечает какую-нибудь характерную его особенность: "водяной паук", "водянка" - паук и правда живет в воде; "серебрянка" - в воде паук выглядит словно серебряный. Можно было бы назвать водянку и "пауком-водолазом".

Внешность у водянки обычная, паучиная. Глубокий перехват делит ее тельце на две части: головогрудь и брюшко. На грудной части головогруди - четыре пары ног, как всегда у пауков. В головной части, впереди, видны челюсти и длинные щупики. Окрашена водянка скромно: темно-бурая, иногда с рыжеватым или оливковым оттенком. Брюшко густо покрыто нежными черными волосками*.

Водяной паук не такой уж маленький: взрослый он достигает 12-18 миллиметров в длину. Обычно у пауков самки гораздо крупнее самцов, у водянки, наоборот, самец крупнее самки. Самка отличается от самца не только величиной: ее брюшко светлее, а главное - круглее, менее вытянуто, чем у самца.

Не стоит наблюдать жизнь водянки, сидя на берегу пруда: трудно разглядеть, что делается там, в зарослях подводных растений. Да и следить за водянкой нужно не час и не два. Если вы хотите увидеть кое-что интересное, принесите водянку домой.

Добыть водянку не так уж трудно. Она живет в стоячих водах - в прудах, озерках. Ее найдешь почти в любом водоеме, были бы в нем подводные растения. Можно посидеть на берегу и подождать, не вынырнет ли паук: водянка нет-нет, да и появляется на поверхности воды. А тогда - быстро подвести под паука марлевый сачок.

А можно просто ловить паука вслепую и тогда обойтись даже без сачка. Решето и баночка - вот все, что нужно для такой охоты. Правда, придется войти в воду.

Попав в решето или сачок, водянка сразу "покажет себя": забегает в нем. Осторожно выньте ее и посадите в баночку, завяжите баночку и скорее несите добычу домой.

Как и многие обитатели стоячих водоемов, водянка непривередлива, и содержать ее дома нетрудно. Стеклянная банка или небольшой аквариум (на полведра воды, а можно и меньше) - вполне достаточное для нее помещение. На дно положите слой чисто промытого речного песка. Посадите в песок несколько кустиков водных растений, хотя бы обычной элодеи. В банку налейте на две трети воды, лучше - взятой из того же прудика, где поймали водянку. Пустите плавать на воду ряску или небольшую щепку: пауку нужно иной раз посидеть на "островке". На всякий случай обвяжите банку марлей (аквариум с металлической рамой и подавно). Вот и все хлопоты по устройству жилья для водянки.

Кормом для водянки служат мелкие водяные рачки - дафнии и более крупные рачки - водяные ослики, похожие на тощих мокриц. Ловит водянка и мелких водяных личинок.

Под водой внешность водянки сразу изменяется: паук блестит, как серебро или капелька ртути. Такой делает водянку воздух, покрывающий ее брюшко. Унося с собой запас воздуха, паук может дышать под водой. Воздух удерживается волосками на брюшке водянки.

На нижней стороне брюшка помещаются отверстия органов дыхания: воздушных - легочных - мешков и трубочек-трахей. Воздух, облекающий брюшко, проникает в эти отверстия. Имея органы воздушного дыхания, водянка может подолгу оставаться под водой и дышать так, словно она на суше.

Воздушный пузырек - одна из примет для различия самца и самки. У самки воздух покрывает сверху все брюшко, у самца верхняя сторона брюшка впереди воздухом не покрыта: здесь нет волосков. Эту разницу легко заметить.

Пущенная в аквариум водянка вскоре принимается за постройку подводного жилища.

Как и у других пауков, у водянки на конце брюшка есть паутинные бородавки. Из них выделяется клейкая жидкость, быстро твердеющая и в воздухе и в воде. Так образуются тонкие паутинные нити.

Среди водных растений паук протягивает несколько паутинок. Затем ткет из паутины плетенку - своего рода плоский навес или полог. Это - основа постройки.

Теперь начинается беспрерывное снование паука вверх и вниз. Поднявшись к поверхности воды, он выставляет наружу кончик брюшка. Одевшись воздушным пузырем, водянка спускается к своей постройке. Здесь она вплетает первый пузырек воздуха в паутинный навес и отправляется за новой порцией.

Дальнейшие пузырьки паук впускает под навес, прикасаясь к первому пузырьку. С каждой прогулкой паука воздушный пузырь растет. Он выпячивает паутину, и плоский навес постепенно принимает форму купола.

Паук укрепляет стенки купола новыми паутинками, добавляет и добавляет воздуха. В конце концов получается подводный воздушный колокол. Он величиной с наперсток, а то и с голубиное яйцо и даже крупнее, смотря по величине паука.

В своем подводном жилье водянка отдыхает, ест. Здесь же она сидит, подстерегая добычу. От колокола во все стороны протянуты паутинные нити. Стоит водяному ослику задеть за одну из них, и почувствовавший сотрясение нити паук выбегает из колокола.

Как и все пауки, водянка не глотает твердой пищи: она всасывает разжиженную, полупереваренную пищу. Есть в воде она не может: вода разжижает пищеварительные соки, смывает их. Обед в подводном колоколе ничем не отличается от еды на суше: паука окружает воздух.

Разрушая старый колокол, можно заставить водянку строить и строить новые колокола. Нужно помнить лишь одно: хорошо строит колокол паук здоровый и сытый. Голодающий паук не только не построит нового колокола, он плохо следит и за старым: не чинит его, не добавляет в него воздуха. Нужно хорошо кормить водянку.

Если повезет, то можно увидеть и как размножается водянка. Не всегда можно этого добиться "по заказу", но попытаться стоит. Самое простое - поймать в середине лета несколько самок. Чем больше самок поймано, тем вернее, что хоть одна из них окажется с оплодотворенными яйцами. Неудобство этого способа состоит в том, что в одном аквариуме опасно держать несколько самок: слабые могут оказаться добычей более сильных.

Для яиц водянка-самка переделывает свой колокол: выстилает рыхлой паутинкой его верхнюю часть. Сюда паук и откладывает несколько десятков, иногда до полутора сотен яиц. Затем яйца отделяются от остальной части колокола паутинной заслонкой. Теперь колокол состоит из двух частей: помещения для яиц и жилой камеры.

Самка остается в колоколе, охраняет яйца. Она ничего не ест в это время и покидает колокол лишь для того, чтобы добавить в него воздуха, укрепить новыми паутинками его стенки.

Дней через десять появляются крохотные паучки. У них еще нет волосков на теле, они не могут плавать. С неделю паучки сидят в колоколе. А когда они наконец его покинут, воздух колокола покроет тонким слоем их брюшко. От опустевшего колокола разбегутся блестящие точки.

Зимой водянка спит. Оно и понятно: ледяная корка затягивает воду, и паук теряет доступ к воздуху.

Для зимовки водянка строит особый колокол, с очень прочными стенками. Нередко она зимует в пустой раковине водяной улитки: прудовика, катушки, лужанки. Найдя пустую раковину, паук ткет внутри нее паутиновый кокон, наполняет его воздухом. Раковина всплывает. Там, наверху, паук заделывает вход в раковину паутиной и кусочками растений. Получается прочная пробка. Внутри раковины, заполненной воздухом, паук засыпает.

Под осень легко наловить водянок, собирая плавающие среди ряски пустые раковины: в редкой из них не окажется паука. Но гораздо интереснее увидеть не готовый "зимний дом", а его сооружение. Для этого положите в конце лета в аквариум с водянкой несколько пустых раковин, пустите на воду ряску. Не держите водянку в теплой комнате. И вы увидите, как паук устроит себе зимнее жилье.

* Пауки, вопреки распространенному мнению, не являются насекомыми: у настоящих насекомых - три пары ног, а у пауков - четыре, нет у пауков усиков-"антенн" и т.д. Специалисты выделяют их в особый класс - арахнидов. - Ю.М.

Другие статьи из рубрики «Классики популяризации»