ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ФИЗИКА

Ю.Морозов

Наука и жизнь // Иллюстрации

О жизни и творчестве Якова Исидоровича Перельмана (1882-1942) написано немало. Я. Перельман - выдающийся популяризатор, один из основоположников научно-занимательного жанра в литературе, автор учебников и методических разработок, один из "великолепной пятерки" создателей уникального Дома занимательной науки в довоенном Ленинграде.

Нескольким поколениям читателей он знаком по книгам занимательной науки - арифметике, алгебре, геометрии, механике, астрономии и другим. Но многие читатели впервые "встретились" с Я. И. Перельманом на страницах журнала "Наука и жизнь", прочитав его статьи: "Занимательная алгебра" (№ 4, 1938 г.), "Занимательная математика. Отгадывание задуманной даты" (№ 9, 1939 г.), "Занимательная физика. Почему телескоп увеличивает" (№ 2, 1938 г.), "Занимательная наука" [О физике в художественной литературе] (№ 3, 1937 г.), "Где ошибка" [Примеры физических ошибок в сочинениях известных ученых] (№ 3, 1963 г.), "Чудо нашего века" [О секретах эстрадных артистов-вычислителей, "гипнотизеров" и т. п.] (№ 11, 1966 г.).

Из десятков научно-занимательных книг Я. Перельмана наиболее известна "Занимательная физика" (в двух книгах), она издается чаще иных его произведений. Дополняют ее две другие: "Занимательная механика" и "Занимательная астрономия". Значительно реже издается его работа "Знаете ли вы физику?", которая, по замыслу автора, должна составлять вместе с двумя книгами по физике некую занимательную физическую трилогию. И уж совсем не переиздают книгу "Физика на каждом шагу", вышедшую последний раз в 1936 году. Между тем Яков Исидорович считал ее занимательным пособием по начальной экспериментальной физике, непосредственно связанным с "Занимательной физикой" и "Знаете ли вы физику?". Об этом мне рассказывал ныне покойный Григорий Иосифович Мишкевич, хорошо знавший Перельмана и написавший о нем неплохую книгу - "Доктор занимательных наук" (М.: Знание, 1986). (В ее основу легли статьи, написанные Г.И.Мишкевичем для журнала "Наука и жизнь"(см.№3, 1968; №7, 1973г.; №5, 1983г.)

В книге "Физика на каждом шагу" семь глав - разделов физики, содержащих занимательные опыты, задачи, вопросы. Мы выбрали по одному отрывку из каждого раздела (с небольшими редакционными изменениями). Любознательные могут не только их прочитать, но и проделать предлагаемые опыты.

Иллюстрации к текстам (художник Ю. Скалдин) взяты из последнего издания этой книги (1936 г.).

см. также в номере из книги Я.И.Перельмана