ЧТО ОБЩЕГО МЕЖДУ МУХОЙ И ПИНГВИНОМ?

По материалам журнала "Focus" (Германия)

Слева - модель в работе, она повторяет движения крыльев исследуемого насекомого. Справа - общий вид механизма, имитирующего движение крыльев разных видов насекомых.

Не только научное любопытство заставляет ученых скрупулезно изучать представителей огромного мира насекомых. Сегодня зарегистрировано около миллиона летающих, скачущих, ползающих, относительно крупных и почти микроскопически малых видов насекомых. Но энтомологи считают, что их по крайней мере в два раза больше. От благоденствия насекомых-опылителей зависит преумножение урожаев сельскохозяйственных угодий. Не менее важно защитить этот урожай от бесчисленных полчищ насекомых-вредителей (и при этом не нанести вред полезным). Есть и еще одна область живого мира, которая заставляет человека пристально изучать строение, характер движения и другие особенности самых разных представителей живого мира, чтобы использовать наиболее удачные "патенты Природы" в природе рукотворной.

Кинематика движения крыльев насекомых долгие годы оставалась тайной для человека. Лишь когда появились киносъемка и возможность просматривать кадры в замедленном темпе, многое открылось. Недавно ученые двух университетов - калифорнийского (США) и вюрцбургского (Германия) - создали механизм, управляемый компьютером, который может точнейшим образом повторить движение крыльев любого из насекомых. Для того чтобы движение было доступно человеческому глазу, модель запускают не в воздухе - здесь уследить за стремитель ным мельканием крыльев практически невозможно, - а в сосуде, наполненном жидким маслом.

Модель еще раз показала, что только благодаря сложному движению крыльев - в нем сочетаются горизонталь ное, вертикальное и вращательное движения - возникают силы, необходимые для полета. Подсчитано, например, для того чтобы фруктовая мушка дрозофила летела горизонтально, 35 процентов ее мощности расходуется на вращательное движение крыльев относительно продольной оси насекомого.

Еще одно любопытное сообщение. Оказалось, что элементами вращательного движения обладают и крылья пингвинов во время их подводного плавания. Анатомические исследования плечевого сустава крыла пингвина также показывают приспособленность крыла для такого движения.