МЕЩЕРА СО ВРЕМЕН ПАЛЕОЛИТА

Т. АБРАМОВА. Антропогенное воздействие на ландшафты центральной Мещеры в голоцене (по палинологическим данным). "Вестник Московского университета. Серия 5. География" № 1, 1999, стр. 47-51.

Уже несколько лет ведутся палеоландшафтные исследования в центре Мещеры - Спас-Клепиковском районе Рязанской области. Эти места освободились от ледниковых вод позднее, чем окрестности; богатая сегодня разнообразием мещерская флора и прекрасные ландшафты Мещеры относительно очень молоды.

Образцы пыльцы брались в разрезах торфяников, максимальная толщина которых достигает 2,2 метра, а датировка нижней части разреза, то есть начала отложения торфа, относится к VI тысячелетию до н. э.

В голоцене (послеледниковом периоде) в центральной Мещере преобладали сосновые и березовые леса с некоторым количеством ели, в значительной мере заболоченные и перемежающиеся открытыми болотами и заболоченны ми лугами. Климат в те времена часто менялся, влияя тем самым на тип растительности и на ее границы.

Судя по обнаруженной в торфяных слоях пыльце, в IV тысячелетии до н. э. в ландшафтах Мещеры появились сорные и пастбищные растения, а в следующем - культурные злаки. Это говорит о возникновении пастбищного животноводства и зачатков земледелия. В начале первого тысячелетия до н. э. - после долгих засух - земледелие стало преобладать, отодвинув животноводство на второй план.

Эти данные вполне согласовываются с археологическими, по которым основанное на рыболовстве и охоте хозяйство древних обитателей Мещеры постепенно вытеснялось животноводством, а затем и земледелием - сперва ручным, а со временем и пашенным.

И все же, исходя из количественных соотношений пыльцы природных и принесенных человеком растений, можно утверждать, что в основном смена мещерских ландшафтов определялась природными, а не антропогенными факторами. И даже теперь из 1273 видов растений Мещеры лишь 256 (то есть около 1/5) так или иначе связаны с человеческой деятельностью.