ИМПРОВИЗАЦИИ ИЗ СТЕКЛА И СМАЛЬТЫ

Т. МАКАВЕЕВА.

Неправо о вещах те думают, Шувалов,
Которые Стекло чтут ниже Минералов...

М. В. Ломоносов

Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Пространство внутри контура заполняю кусочками стекла или смальты.
Готовое изделие после обжига в муфельной печи.
Отечественные муфельные печи с терморегулятором бывают разной мощности (1,8; 3,4 кВт), разных габаритов (440x525x510; 640x800x830 мм), массы (33, 100 кг) и имеют разные размеры рабочей камеры (190x295x133; 300x450x300мм).
Рамки раскрашиваю акриловыми красками, кистью или губкой. Цветовую гамму подбираю в тон сюжету, изображенному на панно.
Фоном для картины служит обыкновенная глазурованная плитка. Контуры предметов выгибаю при помощи круглогубцев и плоскогубцев. Кусачки нужны для обрезания проволоки. Пинцет - для укладывания мелких деталей на плитке.
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации

Татьяна Алексеевна Макавеева по специальности - инженер-радиоэлектронщик. После окончания Московского электротехнического института связи много лет работала в разных НИИ. В юности Татьяна занималась рисованием и живописью в художественной школе, ее влекло мастерство стеклодувов, эмальеров, мозаистов, но заняться этим сама смогла лишь спустя годы. Сегодня ее декоративные панно - лиричные или смешные - не оставляют равнодушным никого из посетителей российских выставок.

Цветное стекло - замечательный материал для творчества. Я интересовалась способами его художественной обработки. В наши дни они очень разнообразны. И надо же было такому случиться, что дача, где проводили лето с детьми, оказалась неподалеку от стекольного завода. На железнодорожной станции и по дороге к заводу нам попадалось множество разноцветных кусочков стекла и смальты. Захотелось найти им достойное применение. После разных экспериментов решила делать небольшие картинки из подручных материалов. Для их изготовления не требуется сложное оборудование. Необходима лишь обыкновенная муфельная печь с температурой нагрева 1000° С.

Конечно, прошло немало времени, пока я освоила технику живописи "стеклянными красками". Она полностью захватила меня.

Если хотите научиться делать декоративные панно из стекла, готова помочь. Начинать советую с простых изделий. Вам понадобятся: разноцветное стекло (можно использовать осколки от разбитой вазы, бутылки; стеклянный бисер или шарики от бус); обыкновенная глазурованная плитка, размеры которой подходят под размер рабочей камеры вашей муфельной печи. (Моя первая муфельная печь была лабораторной, без терморегулятора, и не новой, я купила ее по объявлению в газете. Сегодня пользуюсь печью с терморегулятором, это намного удобнее.)

Ваша задача на первом этапе - определить текучесть материала и температурный режим печи для разных видов стекла. Подберите кусочки стекла, соответствующие по форме задуманной композиции (для начала возьмите несложный мозаичный орнамент), и выложите их на смоченную водой поверхность плитки. Сбрызните сверху водой из пульверизатора, чтобы рисунок не сдвигался, и аккуратно поставьте заготовку в печь. Я ставлю температуру печи на 900° C и держу в ней изделие около полутора часов (для каждой печи время может быть разным). По истечении этого срока печь отключаю, но вынимаю изделие только после полного ее остывания, то есть примерно через 18-20 часов.

Если стекло получилось недоплавленным или, наоборот, перегретым, не огорчайтесь. Изменяя время нагрева, вы найдете требуемый режим. Когда приноровитесь, переходите к более сложным композициям. Для таких работ я использую тугоплавкую проволоку диаметром 0,4-0,5 мм, кусачки, круглогубцы, плоскогубцы, пинцет. В соответствии с задуманным рисунком с помощью инструментов выгибаю из проволоки контур и укладываю на плитку таким образом, чтобы он плоско лежал на ней всеми точками (см. фото 1). Затем пространство внутри контура заполняю кусочками стекла или смальты. В центре - более крупные, чтобы изображение было выпуклым, ближе к проволоке - мельче, иначе при расплавлении стекло выльется за пределы формы (фото 2). Фиксирую стекло на плитке, побрызгав водой, и - в печь. После полного остывания можно подрисовать на готовом изображении (фото 3) мелкие детали при помощи специальной художественной пасты для стекла.

Остается вставить плитку с рисунком в рамку и повесить на стену. Яркие, радостные цвета и веселые сюжеты создадут в доме хорошее настроение.

См. в номере на ту же тему

Смальта - разновидность стекла .

Другие статьи из рубрики «Мир увлечений»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее