ВЕЛИКИЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ

Е. САВЧЕНКО. Мощевая балка - узловой пункт Великого шелкового пути на Северном Кавказе. "Российская археология" № 1, 1999.

Новые данные об одном из отрезков Великого шелкового пути получены недавно археологами в результате раскопок в Мощевой балке - урочище, расположенном в высокогорье Карачаево-Черкессии. Название урочища связано со множественными захоронениями (мощами), которые относятся к VII-XII векам и отличаются удивительной степенью сохранности. Ее причина не только в характерных для высокогорья сухости воздуха и отсутствии микроорганизмов, но и в том, что размещены эти захоронения под длинным скальным навесом, столетиями предохранявшим их от влаги и способствовавшим мумификации.

Впервые могильник в Мощевой балке был обнаружен более 100 лет назад и с тех пор многократно грабился и разрушался. Но все же археологам и теперь удалось найти там много интересного. Дело в том, что захоронения оказались многоэтажными. Первые из них когда-то замуровывали в естественных нишах-пещерках, многократно обмазывали глиной и белили, последующие пристраивали к ним сбоку или сверху, для чего сначала укладывали поперечные каменные плиты.

Исследуя могильник, археологи почти не обнаружили в нем традиционных предметов быта, инструментов или оружия. Но зато нашли в экстраординарном количестве шелковые ткани и изделия из них: платье, головные уборы, обувь, футляры, чехлы, кукольную одежду. Похоже, все местное население участвовало тем или иным образом в работе Великого шелкового пути: занималось обменом и взимало пошлины, предоставляло стоянки для отдыха и продукты питания, носильщиков и вьючных животных, охрану и проводников. Началось это после VI века, когда из-за бесконечных войн на территории Ирана основная трасса Великого шелкового пути переместилась на Северный Кавказ, а закончилось в XIII веке - с приходом туда монголов.