НОВАЯ ГОЛЛАНДИЯ

Раздел ведет доктор филологических наук А. СУПЕРАНСКАЯ.

Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации

Журнал "Наука и жизнь" я выписываю уже не один десяток лет и всегда с большим интересом читаю статьи, посвященные истории городов. В Санкт-Петербурге, например, есть территория, называемая Новой Голландией. Хотелось бы прочитать об этой петербургской Голландии.

Г. Дмитриев (г. Владимир).

При Петре I на берегу Невы располагалась огромная корабельная верфь - от Адмиралтейства вниз по течению Невы и от Невы до Мойки. В 1719 году между реками прорыли два канала - Адмиралтейский и Крюков, образовался рукотворный остров, названный Новой Голландией. По преданию, название придумал сам Петр. На острове решили сушить и хранить корабельный лес.

Разработать проект складских помещений поручили архитектору Адмиралтейства И. К. Коробову. Построенные им деревянные склады вскоре обветшали, пришлось строить новые, теперь уже каменные.

В 1765 году архитектор С. И. Чевакинский предложил разместить складские помещения по периметру острова, а в центре - расширить и углубить водоем и соединить его с Мойкой и Крюковым каналом широкими протоками для прохода барок, груженных лесом.

Фасады проектировал другой архитектор - Жан Батист Мишель Валлен-Деламот. Он решил обработать стены корпусов крупным рустом и украсить высокими оконными проемами с полуциркульными завершениями, наподобие аркады. Корпуса протянулись на 260 метров вдоль Мойки и на 300 метров со стороны Крюкова канала. Архитектор повторил эффектный прием обработки закругленных углов сдвоенными колоннами, использованный им при строительстве Гостиного двора на Невском проспекте.

Самая запоминающаяся часть Новой Голландии - ее арка из неоштукатуренного кирпича, украшенная колоннами из тесаного гранита. Совершенные пропорции, укрупненные формы, соответствующие всей постройке, удачное соотношение тосканского и дорического ордеров и другие оригинальные находки делают это сооружение одним из наиболее выдающихся памятников раннего русского классицизма.

Осуществление проекта поручили С. И. Чевакинскому. Вскоре выяснилось, что составленный им план сооружения, в соответствии с которым Валлен-Деламот проектировал фасады, не совпадает с очертания ми острова. Чевакинского отстранили от работ, руководство строительством передали талантливому инженеру И. Герарду. Строительство затянулось, а в 1787 году началась Русско-турецкая война, и поступление денежных средств прекратилось.

Складской корпус на пересечении Адмиралтейского и Крюкова каналов был отстроен лишь в 1848-1849 годах. Строительство еще одного корпуса по Адмиралтейскому каналу и арки со стороны Крюкова канала, спроектированной Валлен-Деламотом, так и не было осуществлено.

В 1820-х годах в Новой Голландии появилось круглое здание морской тюрьмы, а в конце XIX века на острове построили испытательный бассейн, в котором проводил свои опыты российский кораблестроитель Алексей Крылов.

В советские годы в Новой Голландии находились склады военно-морского ведомства, для посетителей остров был закрыт. В конце прошлого года случился пожар: выгорели изнутри здания екатерининских времен - самая древняя часть комплекса. К счастью, стрельчатые арки пожарным удалось отстоять.

Совсем недавно Новая Голландия стала собственностью города. После соответствующего конкурса среди архитекторов и застройщиков будут проведены реставрационные и строительные работы, на острове появится коммерческо-деловой или развлекательный центр, и тогда можно будет осмотреть этот "таинственный" остров.

З. Короткова.

Читайте в любое время

Другие статьи из рубрики «Переписка с читателями»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее