БЮРО ИНОСТРАННОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ. СЕНТЯБРЬ 1999 № 9

В подборке использованы сообщения журналов "Economist", "New Scientist", "The Week" (Англия), "PM-Magazin" (Германия), "American Scientist", "Popular Science" (США), "Science et Vie", "Recherche" и "Sciences et Avenir" (Франция), а также сообщения агентства LPS (Англия).

БЕЛУДЖИТЕРИЯ СОБИРАЮТ ПО КУСОЧКАМ

БЕЛУДЖИТЕРИЯ СОБИРАЮТ ПО КУСОЧКАМ. Илл. 1.
БЕЛУДЖИТЕРИЯ СОБИРАЮТ ПО КУСОЧКАМ. Илл. 2.
ЗВЕЗДА-ЗАПЯТАЯ.
ПАРОВОЙ ГУДОК НА ДНЕ ОКЕАНА.
ВЕЛОСИПЕД "АВРОРА".
ГЛАДИЛЬНАЯ ДОСКА С ВАКУУМОМ.
СВЕТЯЩИЕСЯ ДЕЛЬФИНЫ.
СЧИТАЮЩАЯ АВТОРУЧКА.
ЯХТА С ПОДВИЖНЫМ КИЛЕМ.

Французские палеонтологи нашли в Пакистане фрагменты скелета самого большого млекопитающего, которое когда-либо ходило по суше. Этот белуджитерий жил около 35 миллионов лет назад. Животное, относившееся к предкам нынешних носорогов, имело в высоту более пяти метров, в длину - семь метров, а весило порядка двадцати тонн. До сих пор ученым не попадались белуджитерии выше четырех метров.

На снимке: члены экспедиции раскладывают найденные фрагменты костей, чтобы реконструировать облик гиганта. На рисунке показаны результаты реконструкции.

БИОПСИЯ ИЗ БЕРЛОГИ

Если вам пришлось когда-либо пролежать несколько месяцев в постели, например после перелома, вы знаете, как быстро атрофируются мышцы. После длительного постельного режима приходится заново учиться ходить. Но медведь проводит в берлоге до полугода и выходит из нее в весьма приличном состоянии. Как это у него получается?

Чтобы ответить на этот вопрос, американские зоологи Хэнк Харлоу и Том Бек взяли под наблюдение два десятка берлог в Вайоминге и Колорадо. Дважды за зиму - в начале и в конце спячки - эти отважные люди проникают в каждую берлогу и делают медведям биопсию, берут микроскопическую пробу мышечных волокон. Их изменения в процессе спячки изучаются под микроскопом. "Первые раз двадцать бывает страшновато, - говорит Бек, - а потом привыкаешь". Вдобавок специально разработанным силомером измеряется сила сокращения ноги медведя.

Полученные данные позволят облегчить жизнь больным и космонавтам, которые, правда, в космосе не прикованы к постели, но, ввиду отсутствия силы тяжести, также почти не пользуются основными мышцами.

ЗВЕЗДА-ЗАПЯТАЯ

Необычный снимок сделали американские астрономы с помощью инфракрасного телескопа: звезда WR 104 оказалась хвостатой. Предполагается, что газовое облако, выбрасываемое этой звездой, закручивается притяжением ее невидимого спутника. "Хвост" делает полный оборот вокруг звезды за 220 дней.

ПАРОВОЙ ГУДОК НА ДНЕ ОКЕАНА

Внимание французских сейсмологов, изучающих подводные землетрясения, несколько лет назад привлек странный звук, засеченный акустиками в южной части Тихого океана. Французская станция слежения

за подводными извержениями и взрывами, расположенная на Таити, обнаружила инфразвук частотой семь герц. Этот "гудок" был слышен непрерывно в течение 15 месяцев. Измерения, проведенные с других точек, позволили запеленговать источник звука - он находился на дне океана в 4000 километрах на юг от Полинезии. В этот район направилось научное судно "Аталант".

Здесь, на глубине более 3500 метров, обнаружена каменная стена длиной 400 километров и шириной у основания 20 километров. В центральной части этой стены имеется вытянутый кратер, не доходящий до поверхности океана всего на 130 метров. Отсюда и исходил инфразвуковой гудок.

Исследования показали, что на небольшой глубине в кратере находилось озеро магмы с температурой 1200 градусов Цельсия, а под ней - слой воды. Магма прорвалась наверх по трещинам, возникшим в результате небольшого землетрясения. Вода разогревалась магмой до 800 градусов, возникал перегретый пар, который цепочками пузырей поднимался к поверхности, по дороге охлаждая магму. Над озером магмы находится застывший слой базальта, а в нем - "трубы", проложенные паром. В этих "трубах" гудели струи пара, как воздух в органных трубах, давая постоянный сверхбасовый звук, разносившийся по всему океану. Уже после французов его расслышали и американцы на акустической станции, расположенной в северной части Тихого океана, в 11 тысячах километров от этого уникального вулканического образования.Сейчас озеро магмы остыло, и гудок замолк.

ВЕЛОСИПЕД "АВРОРА"

Англичанин Брюс Басфорд создал самый совершенный гоночный велосипед и назвал его "Аврора". Использованы самые современные материалы космической и военной техники. Рама сделана из сплава на основе углеродных волокон, который применяется в бомбардировщиках-невидимках. Это позволило уменьшить толщину стенок трубчатой конструкции до одного миллиметра. Подшипники, уже проверенные в колесах шасси космического челнока, изготовлены из нитрида кремния и позволяют колесам вращаться почти без трения. Три спицы переднего колеса выполнены в виде лопастей. На ходу они отталкивают воздух в стороны, сильно снижая его сопротивление. Шины изготовлены из смеси резины с кварцевой пылью, что уменьшило их трение о грунт и в то же время улучшило сцепление с дорогой. Для велосипедиста разработан специальный обтекаемый шлем, покрытый лунками, как мячик для гольфа, что уменьшает сопротивление воздуха. На испытаниях велосипедист достиг скорости 120 километров в час. Стоит велосипед, как шикарный автомобиль, - 70 000 марок.

САМЫЕ ТОНКИЕ ПРОВОДА

В Гарвардском университете (США) созданы самые тонкие проволочки - их диаметр менее десяти нанометров (тысячных долей микрона). Такая проволочка состоит всего из 20 рядов атомов. Основой для создания нанопроводов послужили углеродные нанотрубочки толщиной всего в один нанометр. На них отложили атомы молибдена и германия.

Такие проводники могут применяться в микроэлектронике, а также как микроэлектроды для записи биотоков в отдельных клетках и даже их органеллах.

ГЛАДИЛЬНАЯ ДОСКА С ВАКУУМОМ

Новое изобретение вдвое ускоряет глажение белья. Английский инженер Дэвид Бернстейн встроил в гладильную доску мощный вентилятор, который отсасывает воздух через микроскопические отверстия в поверхности доски и прижимает к ней разглаживаемую ткань. В результате отпадает необходимость гладить белье с двух сторон и улучшается его внешний вид. Если используется утюг с паром, то пар эффективнее пронизывает ткань. В продаже эта новинка появится в будущем году.

СВЕТЯЩИЕСЯ ДЕЛЬФИНЫ

Для изучения процесса плавания дельфинов американские биологи использовали явление свечения моря. Оно вызывается микроскопическими одноклеточными организмами, которые при механическом раздражении текущей водой начинают светиться довольно заметным зеленовато-голубоватым светом.

Дельфинов пустили в бассейн с морской водой, где предварительно дали время размножиться светящимся простейшим. Плавающих дельфинов снимали чувствительной видеокамерой (см. фото). Снимки позволили понять, как вода обтекает тело дельфина.

СЧИТАЮЩАЯ АВТОРУЧКА

Сотрудник Института фундаментальной электроники Франсис Дево (Франция) осуществил давнюю мечту нерадивых школьников: разработал авторучку, которая сама считает. Когда ею пишут арифметические расчеты, она выводит на жидкокристаллическое табло их результат. Стержень авторучки окружен фотодиодами, которые воспринимают изображение написанных цифр и знаков. "Мозг" авторучки их распознает и выполняет нужные действия. Он умеет даже извлекать квадратный корень. Правда, приобретя такую ручку, надо обучить ее своему почерку: два раза написать цифры от 0 до 9, чтобы в дальнейшем она могла их распознавать. Успешность распознавания - от 95 до 98 процентов.

Одна из фирм намерена начать выпуск ручки, знающей арифметику, в будущем году, но еще предстоит уменьшить размеры и вес первых образцов и улучшить распознавание написанного.

ИЗ КАПЛИ МОЛОКА СДЕЛАЛИ ДВУХ ТЕЛЯТ

Японские ученые из Института трансплантации эмбрионов при крупной молокоперерабатывающей фирме получили путем клонирования двух телят, используя как материал клетки из молозива. Молозиво - это первое молоко, вырабатываемое в молочных железах после родов. Оно отличается присутствием множества лимфоцитов крови и оторвавшихся клеток молочной железы. Эти клетки и были выбраны для получения эмбрионов, пересаженных затем в матку другой коровы, которая через положенный срок и родила двух телят.

До сих пор для клонирования крупного рогатого скота использовали кусочки ткани, вырезавшейся из уха коровы.

ДВА ТЕЛЕФОНА В ОДНОМ

Английская компания "Селлнет" сообщила о разработке телефонного аппарата, который сможет служить и домашним, и мобильным сотовым телефоном. В пределах квартиры он действует как обычный беспроводной телефон, а стоит выйти за порог - и аппарат подключается к сотовой системе связи. Причем автоматически переключается и тариф с домашнего на мобильный. Главное удобство такой системы - вы имеете один телефонный номер, домашний, он же сотовый.

ЯХТА С ПОДВИЖНЫМ КИЛЕМ

Американский судостроитель Джоэл Керц изобрел яхту с отклоняющимся килем. Когда ветер стремится опрокинуть суденышко, автоматика с помощью гидравлического механизма отклоняет киль в противоположную сторону, уравновешивая наклон (см. рисунок). Мало того: на мелководье киль можно "раскрыть" на две половинки, соединенные шарниром. Они расходятся в стороны, как крылья бабочки, в результате киль перестает задевать дно.