ЛЕТАЮЩИЙ БАМБУК

В материалах рубрики использованы статьи и сообщения следующих иностранных журналов: "Bild der Wissenschaft" и "Innovation" (Германия), "Popular Science" и "Wired" (США), "Historia", "Revue du Palais de la Decouverte", "Science et Vie" и "Sciences et Avenir" (Франция).

В небе - бамбуковый самолет.
Во Вьетнаме из бамбука делают рамы для велосипедов.

К Всемирному конгрессу бамбуковедов, проходившему в ноябре прошлого года в Коста-Рике, французский авиатор Мишель Абади

построил легкий одноместный биплан, основной материал которого - бамбук. В последний раз стебли этой гигантской травы применялись в самолетостроении в начале века. Размах крыльев - около 9 метров. Двигатель мощностью 49,6 лошадиной силы позволяет развивать скорость до 150 километров в час.

По прочности бамбук выдерживает сравнение со сталью, алюминием, бетоном и дубовой древесиной, превосходя их по легкости. Этот огромный злак (один из бирманских видов достигает в высоту 40 метров при диаметре до 33 сантиметров) очень быстро растет - до 120 сантиметров в сутки! Достигнув за пару месяцев полной высоты, бамбук в дальнейшем только созревает, упрочняется. Если самые скороспелые виды деревьев можно рубить не раньше чем через 20 лет после высадки, то бамбук достигает полной прочности самое большее за три - пять лет. Кроме того, в почве под срубленным стволом остается корневище, которое, как у всякой многолетней травы, вскоре дает новую поросль. Ежегодный урожай бамбука в мире оценивают в 10 миллионов тонн. Правда, у этой культуры есть один недостаток. Время от времени бамбук цветет - некоторые виды раз в десять лет, другие - раз в тридцать, шестьдесят и даже раз в 120 лет. После цветения растения гибнут целыми плантациями.

Необычайную прочность стволу бамбука придает его устройство. По сути это композитный материал: слои целлюлозы погружены в массу из лигнина.

В странах, где растет этот злак, его издавна применяют для строительства мостов, домов, лодок, строительных лесов, изготовления корзин, мебели, из него делают бумагу. Еще за четыре века до нашей эры китайцы транспортировали природный газ по трубопроводам из бамбука. Из него же делали бурильные вышки и бурильные трубы для добычи этого газа. Почти пять тысяч лет назад в Китае бамбук служил основой для эталонов мер. Бамбуковая свирель, дававшая ноту определенной высоты, была эталоном единицы длины. Вместимость пустотелого отрезка ствола определенного вида бамбука между двумя узлами служила эталоном меры объема. А вес рисовых зерен, наполняющих эту меру, был эталоном веса.

По данным голландской Лаборатории бамбука, для производства одного килограмма бамбука требуется в 8 раз меньше энергии, чем на изготовление килограмма бетона, и в 50 раз меньше, чем килограмма стали.

Специалисты считают, что золотой век этого легкого, прочного и экологичного материала еще впереди.

Читайте в любое время

Другие статьи из рубрики «О чем пишут научно- популярные журналы мира»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее