ПО СЛЕДАМ БЕГУЩЕГО ЛОСЯ

Кандидат биологических наук Н. РЕЗНИК.

Поиск лося по радиосигналу от ошейника.
Лосиха с новорожденным лосенком.

Лось может достичь возраста 21 года, но 98% животных становятся добычей охотников, не прожив и половины отпущенного срока. При этом лоси-самцы чаще попадаются охотникам, чем самки. Почему?

Как установили доктор биологических наук Л. М. Баскин из Института проблем экологии и эволюции им. А. Н. Северцова РАН и его коллеги из Шведского сельскохозяйственного университета, причина кроется в особенностях оборонительного поведения самцов лосей. Чтобы установить этот факт, биологам-наблюдателям пришлось изрядно побегать за лосями на лыжах.

Исследования проводились в окрестностях шведского города Умео. В этом районе ученые метят часть новорожденных лосят, надевая на них ошейники с радиопередатчиками. Это позволяет вести наблюдение за животными, пол и возраст которых известны. На лосей здесь интенсивно охотятся, поэтому животные, почуяв человека, обращаются в бегство. В экспериментах лыжник по сигналу радиопередатчика определял местоположение лося и подходил к животному на 50-100 метров. Этого было достаточно, чтобы лось (или группа) бросался бежать, а наблюдатель следовал за ним. Поскольку лыжник двигался медленнее лося, расстояние между человеком и животным неуклонно росло. В конце концов зверь отрывался от погони, успокаивался и ложился или начинал кормиться, а исследователь мог узнать, на какое расстояние обычно отбегает вспугнутый лось. Всего ученые спугнули 13 меченых самцов и 17 самок. Анализ их следов показал, что и самцы и самки одинаково реагируют на приближение человека и срываются с места в галоп. Но затем, отбежав на некоторое расстояние, ведут себя по-разному. Самки двигались прямо и, пройдя около километра, успокаивались. Самцы удалялись от человека примерно на такое же расстояние, если мерить по прямой, но траектория их движения была извилистой: в среднем они проходили более 1600 метров. На этом пути лоси-самцы делали в среднем восемь остановок, в полтора раза больше, чем самки.

Близ города Умео на лосей охотятся, загоняя их на цепь стрелков, причем загонять животных можно только в пределах того участка, на который продана лицензия. Казалось бы, лось должен в случае опасности удирать со всех ног по прямой, чтобы как можно скорее оказаться на безопасном расстоянии. Самки примерно так и поступают. Три лосихи из семнадцати во время бегства ни разу не перевели дух. Самцы же чаще избирают наихудшую тактику - движение по извилистому пути со множеством остановок.

По следам можно заметить, что, остановившись, лоси отставляют одну из передних ног в сторону. В такой позе животное обычно прислушивается, повернув голову. Множество остановок, по мнению ученых, свидетельствует о том, что лоси мужского пола предпочитают сохранять контакт с преследователем - слышать его. Кроме того, самцы в гораздо большей степени, чем самки, стремятся остаться в пределах своего участка обитания и не спешат его покидать. Смешанная группа животных, как правило, выбирает более выигрышную стратегию, которую, по-видимому, определяют самки.

Особенности оборонительного поведения лосей объясняют, почему лоси-быки чаще самок попадают на мушку охотнику и погибают в более раннем возрасте. Однако как среди самок, так и среди самцов встречаются особи с высоко адаптивным поведением, что позволяет им дожить до преклонного возраста. Старейшая из подопытных лосих достигла 21 года, а самому старому из наблюдаемых самцов было 11 лет. Добычей охотников чаще всего становятся лоси 2,5-4,5 лет.