НАЧИНАЮЩЕМУ АСТРОНОМУ

З. КОРОТКОВА.

Наука и жизнь // Иллюстрации
Туманность в созвездии Орла. В центре находится плотное звездное скопление. Название происходит от пылевых колонн, контуры которых видны на фоне облаков светящегося газа.

"Бывают редкие моменты, когда воздух такой ясный и неподвижный, что астроном забывает о том, что он наблюдает небо через телескоп: ему кажется, будто он покинул Землю и смотрит на звезды из космоса. Мы живем в динамичной и удивительной Вселенной, и занятия любительской астрономией позволят вам ощутить себя ее частью".

Это строки из книги "Звезды и планеты": Иллюстрированный справочник. - М.: ФАИР, 2006.

Авторы руководства для начинающих астрономов-любителей, Иен Морисон - радиоастроном обсерватории Джодрелл-Бэнк (Великобритания) и его соотечественница Маргарет Дж. Пенстон - вице-президент Королевского астрономического общества, сделали астрономию своей профессией и охотно делятся знаниями с начинающими астрономами. Иен Морисон преподает астрономию и космологию в Манчестерском университете. В его честь даже названа малая планета 15727.

Маргарет Дж. Пенстон возглавляет образовательную программу по астрономии и космологии при Совете по физике элементарных частиц и элементарным исследованиям (PPARC).

Вряд ли можно встретить человека, не дивившегося на небо. Астрономия - увлекательное хобби, доступное всем желающим. Даже в городах с сильным световым загрязнением можно наблюдать Луну и планеты. Созерцать далекие галактики, свет от которых доходит до нас миллионы лет, можно только на темном небе, не освещенном Луной, вдали от больших населенных пунктов.

Начинающему астроному необходимы бинокль и телескоп. Необязательно приобретать дорогой телескоп. Авторы книги вспоминают случай, когда на астрономическом вечере установили 30 телескопов для наблюдения близко подошедшего к Земле Марса, и лучше всех Марс был виден в одном из самых дешевых аппаратов - 8-дюймовом (200 мм) ньютоновском рефлекторе на простой опоре. С помощью телескопа можно ознакомиться с ландшафтом Луны, увидеть Юпитер и его самые большие спутники, рассмотреть кольца Сатурна, яркие звездные скопления и взглянуть на далекие галактики, находящиеся за миллионы световых лет от Земли, за пределами нашего Млечного Пути.

Справочник снабжен многочисленными картами звездного неба: для четырех времен года (Северное и Южное полушария) и картами, охватывающими весь небосвод (околополярные регионы вокруг Северного и Южного небесных полюсов и по окружности небесного экватора).

В расположенном в книге астрономическом каталоге представлены описания 50 объектов небосвода, многие из которых видны невооруженным глазом, остальные можно увидеть с помощью бинокля или небольшого телескопа.

Книга прекрасно иллюстрирована. Наряду с научной достоверностью она имеет еще одно несомненное достоинство - материал изложен доступно, увлекательно.

Другие статьи из рубрики «Маленькие рецензии. Новые книги»