БЮРО ИНОСТРАННОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ. АПРЕЛЬ 1999 №4

МОЛЕКУЛЯРНЫЙ МОТОР.
ТЕЛЕФОН ДЛЯ ГЛУХИХ.
КРАКАТАУ В АНТАРКТИДЕ.
ДРЕВНЕЙШАЯ ЛОДКА АФРИКИ.
РУССКИЕ ПЧЕЛЫ ПОМОГУТ АМЕРИКАНСКИМ.
ГИБРИД МОТОЦИКЛА С АВТОМОБИЛЕМ.

Известно, что атомы и молекулы при любой температуре выше абсолютного нуля находятся в постоянном беспорядочном тепловом движении. В исследовательской лаборатории фирмы "ИБМ" в Цюрихе (Швейцария) синтезирована молекула, вращающаяся под действием тепла окружающей среды.

Молекула представляет собой кольцо из атомов углерода и водорода поперечником полторы миллионные доли миллиметра. На снимке, сделанном с помощью туннельного микроскопа при комнатной температуре, отдельные атомы не видны, так как молекулярное кольцо вращается со скоростью около ста миллионов оборотов в секунду. И только замораживание позволяет остановить вращение и сделать четкий снимок (см. фото).

Возможно, на основе этого молекулярного двигателя можно будет сооружать ультрамикроскопические машины.

Discover № 11, 1998.

ПЕРЕРАБОТКА ДИСПЛЕЕВ

Дисплеи на жидких кристаллах сейчас распространены повсюду, без них не обходятся электронные часы, калькуляторы и портативные компьютеры, такие экранчики можно встретить на радиоприемниках, магнитофонах, музыкальных центрах, телефонах, бытовой технике, электронных игрушках. Но в жидкокристаллических индикаторах применяют сотни разных веществ, многие из которых ядовиты.

Немецкие специалисты озабочены тем, что после истечения срока службы всех этих приборов они просто выбрасываются, а жидкие кристаллы попадают в окружающую среду. Через два-три года ожидается волна поступления на свалки устаревших портативных компьютеров, а их плоские экраны начинены довольно большим количеством жидкокристаллических веществ. В Берлине заработала первая установка по утилизации жидкокристаллических дисплеев. Их дробят, потом из осколков отсасывают вакуумом жидкое содержимое и сжигают его в присутствии катализаторов при 400-500 градусах Цельсия, так что остаются только безвредные газы. Стекло переплавляют и пускают в дело.

В ближайшие годы производителей жидкокристаллических дисплеев обяжут снабжать свои изделия паспортом, в котором должны быть указаны состав и количество использованных соединений, чтобы легко было выбрать способ утилизации.

VDI-Nachrichten № 49, 1998.

ТЕЛЕФОН ДЛЯ ГЛУХИХ

Практически все конструкции телефонов для слабослышащих людей лишь усиливают звук, чтобы сделать его слышимым даже для глухого. Корейская фирма "Дэу" подошла к проблеме иначе: ее инженеры решили использовать костный путь проведения звука. Круглая черная кнопка в центре звуковоспроизводящей части телефонной трубки прижимается к виску или другой кости черепа, и тугоухий может слышать своего собеседника. Разработчики подчеркивают, что этот телефон удобен и для хорошо слышащего человека, если приходится разговаривать в шумном месте, например в цехе завода.

Тechnology Review № 4, 1998.

АВТОМАТИЧЕСКАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ НА ВЕЛОСИПЕДЕ

Японская фирма "Шимано" к лету выпустит на рынок велосипед с автоматическим переключением передач. Датчик определяет частоту вращения заднего колеса (для этого на одной из спиц укреплен магнит). По этим данным бортовой компьютер велосипеда рассчитывает скорость движения и в зависимости от нее ставит ту или иную передачу.

www.shimano-eu.com./shima-no/scs.html

КРАКАТАУ В АНТАРКТИДЕ

Следы одного из самых мощных вулканических извержений в истории Земли найдены в Антарктиде, на мысе Робертс. Извержение, случившееся примерно 25 миллионов лет назад, оставило после себя огромный кратер (см. фото). Судя по пластам отложений на дне океана у берегов ледяного континента, в 120 километрах от кратера, этот вулканический взрыв выбросил на высоту до 50 километров около 30 кубических километров пепла и прочих остатков. Это событие можно сравнить с катастрофическим извержением Кракатау в 1883 году. На дне найден слой пемзы толщиной более метра. Предполагают, что густое облако пепла высоко в стратосфере вызвало тогда падение температуры на всей планете.

New Scientist № 2161, 1998.

БАМБУКОВАЯ БАТАРЕЙКА

Впервые после Эдисона, который сделал волосок своей лампы накаливания из обугленного волокна бамбука, это растение снова используется в электротехнике.

Японская фирма "Сони" создала литиево-ионную батарейку с отрицательным электродом из бамбука. Ее емкость почти вдвое больше, чем обычной. Кусочки стебля бамбука обжигаются при 500 градусах Цельсия, уголь дробится, порошок просеивается и запекается со стальной сеткой при 1300 градусах Цельсия. Серийное производство бамбуковых батареек пока не планируется.

New Scientist № 2173, 1999.

ДРЕВНЕЙШАЯ ЛОДКА АФРИКИ

Прошлым летом у нигерийской деревни Дуфуна пастух случайно нашел выдолбленную из цельного ствола дерева пирогу. Нигерийские и немецкие археологи определили ее возраст - восемь тысяч лет. Это одна из древнейших лодок в мире и самая старая в Африке.

Пирога сохранилась полностью, она весит 800 килограммов, имеет 8,5 метра в длину и полметра в ширину. Когда-то здесь проходил берег озера Чад, которое тогда было самым большим пресноводным озером мира. Пирогу использовали древние рыбаки и охотники. Сейчас она перевезена в музей, подвергается реставрации и через год-другой будет доступна посетителям.

Bild der Wissenschaft № 8, 1998.

ЧТО ВЫ СЛЫШИТЕ, ЗАВИСИТ ОТ ФОРМЫ ВАШИХ УШЕЙ

Оказывается, головной мозг человека вынужден постепенно привыкать к форме его ушных раковин. Индивидуальные складки и выступы раковины определенным образом влияют на воспринимаемый звук, резонансно усиливая одни частоты и приглушая другие, несколько изменяя направление звука.

Это доказали голландские исследователи, надевая на уши подопытным добровольцам пластмассовые накладки, меняющие форму ушной раковины. После изменения формы ушей испытуемые на несколько недель теряли способность правильно определять высоту и источник звука, а потом постепенно привыкали к новому звучанию окружающего мира.

Подобные опыты уже давно проводили со зрением, надевая людям на глаза искажающие или даже переворачивающие картину линзы. И в этом случае человек постепенно привыкает воспринимать мир правильно. Но после избавления от линз испытуемый опять оказывается дезориентированным и должен заново учиться смотреть. А вот с формой ушей такого эффекта не возникает: как только накладки удаляли, прежнее восприятие звуков восстанавливалось.

Science News vol. 154, № 20, 1998.

РУССКИЕ ПЧЕЛЫ ПОМОГУТ АМЕРИКАНСКИМ

В США доставлены 90 пчелиных маток из Приморского края России. Они должны помочь американским пчеловодам бороться с варроатозом - болезнью пчел.

Более десяти лет назад в Соединенных Штатах появился опасный вредитель пасек - микроскопичес кий клещ варроа. Он присасывается к пчелам, сосет их кровь, забивает трахеи, через которые насекомое дышит. Пчелы гибнут целыми ульями.

Однако на Дальнем Востоке живут пчелы, способные сопротивляться клещу. Таких маток завезли в Америку, получили от них 90 пчелиных семей и в эксперименте заразили эти семьи клещом. За две недели в улье американских пчел численность клеща увеличивается в 11,4 раза. В русских ульях она выросла в среднем лишь в 3,9 раза, а некоторые пчелосемьи сумели вообще "задавить" вредителя. Теперь американские пчеловоды надеются ввести гены устойчивости к варроа в наследственный набор своих пчел, в том числе и диких, чтобы это полезное насекомое не вымерло на континенте.

На снимке - завезенная из России пчелиная царица (с белой меткой на спине) среди своих подданных. В углу снимка - пчелиная куколка с тремя присосавшимися клещами.

Science News vol.154, № 6, 1998.

ГИБРИД МОТОЦИКЛА С АВТОМОБИЛЕМ

"Ситимобиль", созданный на фирме БМВ (Германия), соединяет в себе преимущества мотоцикла и автомобиля. В этом одноместном транспорт -ном средстве водитель защищен от непогоды оригинальной кабиной. Одноместность не должна сильно смущать покупателей - ведь и сейчас в 80 процентах автомобилей на улицах и дорогах Германии пассажиров нет. Два перекрещивающихся ремня так фиксируют ездока, что даже в случае падения его голова не ударится о дорогу, поэтому, в отличие от мотоциклистов, он может не надевать шлем. Двигатель - одноцилиндровый, четырехтактный, с цифровой системой управления зажиганием.

"Ситимобиль" появится на рынке в 2000 году.

Technik - Umwelt - Wirtschaft № 3-4, 1998.

КОМПЬЮТЕРНАЯ РУЧКА

Недавно в Японии начат выпуск "авторучки", которая подключается к компьютеру вместо клавиатуры и фиксирует все движения, сделанные ручкой на листе бумаги или на любой ровной поверхности. Компьютерная ручка примерно вдвое длиннее и толще обычной. Сделанные ею надписи тут же появляются на экране монитора, причем стандартными печатными буквами. Так же переносятся на экран и в память компьютера сделанные ручкой графики, схемы, рисунки. К тому же ручка запоминает особенности почерка, и это служит своеобразным паролем для пользования компьютером, так что доступ к конфиденциальной информации, подделка документов и подписей исключаются.

Несмотря на высокую стоимость нового изобретения, им уже заинтересовались банки, полиция и налоговая инспекция.

Enforcer Review № 6, 1998.

РИФЛЕНЫЙ САМОЛЕТ

Группа немецких ученых предложила оклеивать фюзеляж самолета полимерной пленкой с V-образными бороздками шириной всего в одну сотую миллиметра. Эти бороздки создают микрозавихрения воздуха, сводя к минимуму трение крупных воздушных струй. Такая структура поверхности скопирована с кожи акул, известных высокой скоростью плавания.

Пленка испытывается сейчас на нескольких аэробусах европейского производства. Проблема в том, что пыль и насекомые налипают на пленку, забивая тонкое поверхностное рифление.

Revue du Palais de la Decouverte № 259, 1998.