ПОЛЕТ ЯРКИХ БОЛИДОВ НАБЛЮДАЮТ ИЗ КОСМОСА

Кандидат физико-математических наук О. ПОПОВА и Р. ХОТИНОК, член Комитета по метеоритам РАН.

Наука и жизнь // Иллюстрации
На карте мира черными кружочками отмечены места, где были зарегистрированы со спутников из космоса особо яркие болиды.

Редко кому за всю жизнь посчастливится хотя бы раз увидеть летящий по небу очень яркий огненный шар - болид. А ведь их ежедневно в атмосфере Земли вспыхивает около сотни. После некоторых из них выпадают метеориты, остальные - полностью превращаются в пыль. Беда в том, что никому не известно, где и когда пролетит яркий болид и упадет или не упадет после этого метеорит. Поэтому до последнего времени на Земле не было никакой регулярной службы наблюдений за болидами.

В 1979 году один из авторов этой статьи (Р. Хотинок) впервые высказал идею наблюдать яркие болиды с орбит искусственных спутников Земли и других планет. Из космоса болиды видны хорошо, независимо от погодных условий, и сразу на больших площадях. Если высота спутника равна 0,1 радиуса планеты, то обозреваемая площадь атмосферы Земли будет порядка 20 млн. кв. км.

Американцы первыми начали частично осуществлять эту идею. С июня 1994 года геостационарные спутники США, оснащенные оптическими и инфракрасными датчиками, регистрируют яркие вспышки болидов в земной атмосфере. За год на высоте 30-40 км отмечено около 30 таких вспышек. Специалисты считают, что они были вызваны входом в атмосферу метеоритов размером 1-3 м в поперечнике. Большинство этих тел разрушается в атмосфере до мельчайших осколков. Спутниковые датчики США регистрируют только силу световой вспышки и ее время.

В Институте динамики геосфер Российской АН под руководством профессора И. Немчинова сейчас создана новая методика оценки параметров метеоритов по световой кривой. Она позволяет оценить энергию, а в некоторых случаях массу, скорость, прочность и вероятность падения крупного метеорита. Для специалистов все эти данные чрезвычайно важны, поскольку могут помочь в решении самых приоритетных в этой области науки проблем. Таких, как оценка притока метеорного вещества на Землю и другие планеты, эволюция метеорных потоков, распределение метеорного вещества в Солнечной системе, а также кометно-астероидная опасность для землян. Среди зарегистрированных американскими спутниками США событий два-три кажутся наиболее интересными.

1 февраля 1994 года в районе Маршалловых островов над Тихим океаном пролетел огромный болид "ярче Солнца". Болид был порожден телом массой около 400 тонн, которое разрушилось на высотах от 34 до 21 км. Излученная им энергия превысила 16 .1012 Дж (джоулей).

В том же, 1994, году 11 июня в 20 часов по местному времени из космоса была зарегистрирована вспышка излучения, вызванная разрушением метеорного тела в районе провинции Квебек в Канаде. На землю упал метеорит общей массой 25,4 кг, раздробленный на 20 кусков. Они были найдены и получили название Сент-Роберт. Полет этого болида наблюдали сотни людей и кто-то даже заснял на видеопленку во время футбольного матча. Начальная масса тела составляла, по-видимому, 2-4 тонны.

Очень яркий болид пролетел в Гренландии 9 декабря 1997 года. Даже те, кто видел его с расстояния 100-300 км от предполагаемого места падения, говорят, что он осветил местность ярче Солнца.

Гренландский болид был зарегистрирован также и спутниковой системой наблюдений. Излученная им энергия составила около 2,7.1011 Дж. По данным наблюдений удалось определить примерные высоты и координаты разрушения этого космического тела. Как и большинство крупных тел, метеороид разрушился во время полета на высотах от 46 до 25 км.

Немчинов И. В., Попова О. П. Суперболиды. "Природа" № 7, 1998.

Хотинок Р. Л. О целях наблюдений болидов из космоса. "Метеоритика". Вып. 38, 1979.

Хотинок Р. Л. О наблюдении ярких болидов и поиске метеоритов. "Наука и жизнь" № 1, 1998.