ЧЕМ ПАХНЕТ НОВЫЙ АВТОМОБИЛЬ?

В материалах рубрики использованы сообщения следующих изданий: "BBC History" и "New Scientist" (Англия), "VDI-Nachrichten" (Германия), "The Environmental Magazine" (США), "Зa m'interesse", "Le Journal du CNRS", "Recherche" и "Science et Vie" (Франция), а также сообщения агентств печати и информация из Интернета.

Запах в салоне нового автомобиля многим нравится. Но он может состоять из небезопасных для здоровья компонентов.

Запах в салоне нового автомобиля наполняет гордостью сердце владельца. Но этот запах, который исчезнет через несколько недель, может успеть нанести вред здоровью, даже если вы, как это делает средний американец, проводите ежедневно только сто минут в своей машине.

Исследование, недавно завершенное Экологическим центром Мичигана (США), показало, что содержание опасных летучих веществ в воздухе внутри нового автомобиля может быть в 5-10 раз выше, чем в квартирах и офисах. Летучие соединения выделяются из обивки и отделки салона, из приборной доски, из мягких сидений. Главную опасность представляют так называемые полибромированные дифенил-эфиры. Они применяются в подлокотниках кресел, корпусах автомобильной электроники, в изоляции проводов, в напольных ковриках. Эти вещества так активно выделяются в воздух, что накапливаются в виде тонкой прозрачной пленки на внутренней стороне остекления салона, так что для их выявления необязательно брать пробы воздуха, а достаточно провести ваткой, смоченной спиртом, по стеклу.

В опытах на животных показано, что полибромированные дифенилэфиры влияют на развитие мозга, на память, поведение, способности к обучению, на выработку тироидного гормона и на размножение.

Из пластиковых деталей интерьера в воздух испаряются также фталаты - вещества, вводимые в пластмассы для придания им эластичности. По данным медиков, фталаты, накапливаясь в организме, постепенно разрушают эндокринную систему, влияют на гормональный обмен, усиливают действие других вредных химических соединений. Особую опасность эти вещества представляют для беременных женщин.

Обивку сидений и салона обычно пропитывают замедлителями горения, тоже испаряющимися в воздух. В их состав у производителей из США также входят полибромированные дифенилэфиры, причем в европейских странах некоторые из них запрещены к использованию. Недаром содержание этих веществ в материнском молоке европеек в 10-100 раз ниже, чем в молоке американок.

Исследования, проведенные в Мичиганском экологическом центре, показали, что ядовитость воздуха в салоне не зависит от стоимости нового автомобиля. Так, наиболее насыщен полибромиро ванными дифенилэфирами воздух в "Мерседесе", за ним следуют "Крайслер", "Тойота", "Субару" и "Фольксваген". По фталатам лидируют "Хёндэ", "Форд", "Тойота" и "Крайслер". Наименьшие концентрации опасных дифенилэфиров отмечены в "Хёндэ", "Вольво", "БМВ" и "Хонда", а фталатов - в "Вольво", "БМВ", "Фольксвагене" и "Дженерал Моторз".

Из Австралии сообщают о случаях аллергии у водителей и пассажиров новых автомобилей. В машинах двух австралийских автопроизводителей концентрация летучих соединений достигает 64 000 микрограммов на кубометр воздуха (правда, через месяц она падает на 60%). Между тем, австралийские санитарные нормы допускают концентрацию таких веществ в помещениях не более 500 микрограммов на кубометр.

Проблемой озаботились ведущие автомобильные компании. Так, шведская фирма "Вольво" завела у себя штат "нюхачей", которые внимательно проверяют на запах все материалы, применяющиеся в автомобиле. Проверка проб, помещенных в чисто вымытые стеклянные сосуды, ведется сначала при комнатной температуре. Затем пробы нагревают до таких температур, которые могут возникнуть в салоне закрытого автомобиля в жаркий солнечный день (до 90 градусов Цельсия). "Дегустаторы" ставят оценку силы запаха в баллах, от единицы (запах не чувствуется) до шестерки (запах очень силен). В дело пускаются только такие материалы, балл запаха которых не превышает тройки.

А отделение автомобильной электроники немецкой фирмы "Сименс" разрабатывает автоматику, защищающую водителя и пассажиров от опасных и неприятных запахов в салоне. Если датчики отметят повышенное содержание летучих веществ в воздухе, включатся насосы, прокачивающие воздух через фильтр.

Другие статьи из рубрики «О чем пишут научно- популярные журналы мира»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее