НИКОЛАЙ БЕЛОВ И НОРБЕРТ ВИНЕР

Академик Международной академии информатизации и Медико-технической академии РФ, доктор технических наук В. РОСТКОВСКИЙ.

Термином "кибернетика" 2500 лет назад древнегреческий философ Платон называл "искусство управления кораблем". В начале XIX века французский физик и математик А.-М. Ампер, создавая классификацию наук, называл кибернетику наукой об управлении государством (вопреки Карлу Гауссу, который на эту роль назначил теорию вероятностей). После смерти Ампера слово это было забыто.

В 1948 году американский математик Норберт Винер издал книгу "Кибернетика", в которой определил это понятие как "науку об управлении и связи в животном и машине" (общество из определения выпало). Весьма примечательно, что до этого Н. Винер три года проработал в Институте кардиологии города Мехико. Именно тогда он пришел к мысли создать единую науку, изучающую процессы хранения информации и ее переработки, управления и контроля.

Одна из важнейших задач кибернетики - исследование управляющих систем живой природы. Ключевым вопросом в ее решении стало понятие обратной связи, влияния следствий на причины, их вызывающие и определяющие ход процесса. Развить и усовершенствовать принципы обратной связи позволили работы математиков А. А. Ляпунова, И. А. Вышеградского, А. Н. Колмогорова, К. Шеннона, Дж. Неймана, а также созданные физиологом И. П. Павловым методы изучения высшей нервной деятельности. Так, во всяком случае, утверждают справочники и энциклопедии. Однако был и еще один исследователь, который сформулировал те же понятия на тридцать с лишним лет раньше.

В 1912 году изданы труды Первого международного конгресса по сравнительной патологии, где была опубликована статья доктора медицины из Харькова Николая Анатольевича Белова. В этой статье российский медик писал: "Я начал искать разгадку принципа, положенного в основу универсального автомата <...> в физико-химической структуре организованных преобразований <...> Механизм организма, вероятно, основывается на принципах обратного построения: <...> все органы и ткани находятся в таком взаимоотношении, что если орган или ткань А действует на другой орган или другую ткань В, повышая его жизнедеятельность, то В действует на А обратно".

Таким образом, уже в 1912 году Н. А. Белов сформулировал принцип обратной связи в "универсальном автомате" - живом организме. Он определил жизнь как процесс малоустойчивого равновесия, постоянного приспособления организма к систематическим изменениям окружающей среды. Этот процесс Белов описал уравнением динамики развития отдельных органов человека на протяжении всей его жизни. В 1924 году, работая с В. М. Бехтеревым, он писал, что "биология уже вступила на путь математического анализа, и это не отдаленная, едва различимая цель будущего, а настойчивая реальность, властно врывающаяся в дверь дотоле не подчиненной ей области познания мира".

Это предвидение русского медика сбылось, а его неосуществленной мечтой осталось пожелание "построить общество, основанное на человеческих ценностях, отличных от купли-продажи". И остается только пожалеть, что имя Николая Анатольевича Белова не получило должного признания ни у нас в стране, ни за ее пределами.

Другие статьи из рубрики «Переписка с читателями»