СОБИРАЮТ И ТЕЛЕФОННЫЕ КАРТОЧКИ

Е. БЫСТРОВА.

"Чиповые" карты с микросхемой.
Телефонные карты из серии "Русские цари".
Телефонные карты из серии "Русские цари".
Телефонные карты из серии "Русские цари".
Каждая из 300 таких карточек, выпущенных фирмой Джэмплас, считается большой редкостью.
Карта члена клуба коллекционеров компании Комстар.
Карта с магнитной полосой.
Одна из телефонных карточек российско-американской компании Аксесс Телеком.
Сервисная карта, которая не используется в таксофоне. На карте записан телефон оператора, помогающего связаться с абонентом.
Карта серии "Космическая станция "Мир", выпущенной тиражом 20 тысяч экземпляров. Двадцать карточек этой серии побывали в космосе и считаются раритетами.
Карта "Зимнийпейзаж", которую сейчас продают за 2000 долларов.
Карты, представляющие собой фрагменты старинного плана Москвы. Если их сложить, получится план полностью.
Карты, представляющие собой фрагменты старинного плана Москвы. Если их сложить, получится план полностью.
Карты, представляющие собой фрагменты старинного плана Москвы. Если их сложить, получится план полностью.
Карты, представляющие собой фрагменты старинного плана Москвы. Если их сложить, получится план полностью.
Каталог "Телефонные карты России".

Телефонные карточки - сравнительно новый предмет коллекционирования. Появились они лет двадцать назад (первая карта была выпущена в Италии в 1976 году) и почти сразу же привлекли внимание собирателей. У телефонной карточки есть раз и навсегда установленный размер, она выполнена с помощью новейших технологий из пластика, который сохраняется лучше, чем бумага, и на ней почти всегда есть яркая, привлекающая внимание картинка.

Телефонные карточки делятся на два вида: таксофонные, для непосредственного контакта со считывающим устройством, и сервисные, которые обеспечивают доступ к услугам телекоммуникационных компаний. Сервисные для коллекционирования не очень интересны.

При покупке таксофонной карточки на ней тем или иным способом фиксируется уплаченная сумма, а затем после каждого звонка она частично "списывается". Карточки бывают индуктивные - с самым простым способом записи информации о том, сколько юнитов (условных единиц, которые оплачиваются при покупке карты) израсходовано. Специальные устройства, установленные в телефоне, компостируют дорожку на бумажной карте (каждые три минуты таксофон не проглатывает жетоны, а пробивает дырочку в карте). Когда дорожка заканчивается, карта считается использованной.

На оптических картах каждый звонок отмечается черной риской на термографической полосе белого цвета, и это позволяет визуально определить оставшуюся емкость карты. На полосе штрих выжигается при вызове специальным устройством внутри таксофона.

На карте с полосой из магнитной пленки в закодированном виде записывается необходимая информация - количество тех же юнитов. Когда карта попадает в телефонный аппарат, установленное в нем считывающее устройство списывает с карты юниты. Оставшуюся емкость карты можно увидеть на табло, которым оснащен автомат.

Карты с микросхемой, называемые также смарт-картами (англ. smart - умный), интеллектуальными картами, картами с чипом (англ. chip - кристалл с интегральной схемой), самые "умные" и как следствие самые дорогие. В Москве обычно используют именно такую разновидность телефонных карт - самый надежный и удобный способ записи информации. Карта снабжена микросхемой, которая соединена тончайшими проводами с контактными площадками. Форма и расположение контактных площадок различны у компаний-изготовителей. Специалисты делят чиповые карты на два вида - микропроцес сорные карты и карты с памятью. Для изготовления телефонных карт используют обычно последние, причем это разовые карты (однократная запись/многократное считывание). Объем памяти здесь значительно больше, чем у карт с магнитной полосой. Телефонный аппарат считывает информацию - списывает юниты и дает на табло информацию об оставшейся емкости.

Уже в течение пяти лет собрания телефонных карточек представляются на международных выставках в Брюсселе. Во многих странах существуют клубы телекартистов, в Праге, например, они издают свой бюллетень. Различную полезную информацию - о распродажах коллекций, об обмене или о поиске какой-нибудь особо редкой карты - дает Интернет. Для поиска адресов в Интернете наберите phonc carel collection в любой поисковой системе. Там можно обнаружить выставки коллекций с портретом владельца или предупреждения о подделках и мошенничестве.

Компании, выпуская телефонные карты, зачастую делают ставки именно на собирателей. Например, выдается первый тираж, который быстро раскупается, в основном коллекционерами. Потом компания допечатывает карточки с тем же изображением, но собиратели "охотятся" именно за первым выпуском. Иногда тираж делают намеренно малым; так, фирма Джэмплас выпустила для своей презентации всего 300 карточек.

В России первая телефонная карточка компании ГПТ появилась в 1988 году. В 1989 году выпустили серию из двух карт под эгидой русско-британской компании Комстар. К настоящему времени в Москве таксофонные карточки делают шесть крупных компаний: Комстар, Московская городская телефонная сеть (МГТС), Московский междугородный и международный телефон (ММТ), НПО "Энергия", Комет и Аксесс Телеком; в Санкт-Петербурге - Санкт-Петербургские таксофоны (СПТ) и компания БСЛ. Кстати, наши телефонные карточки весьма популярны за рубежом, а две российские компании - Комстар и Санкт-Петербургские таксофоны - непременные участники международных выставок.

Москва и Санкт-Петербург сегодня считаются центрами коллекционирования телефонных карт. Газета "Всемирный коллекционер", выходящая в городе на Неве, периодически публикует информацию о выпусках новых серий. Читатели этой газеты помогли ей собрать коллекцию, которая считается одной из самых больших в стране. Значительным событием для собирателей стал выпуск в прошлом году в С.-Петербурге каталога карточек компании Санкт-Петербургские таксофоны, а также каталога "Телефонные карты России". Владельцы каталога получают членскую карточку и автоматически становятся членами клуба собирателей, созданного на сервере компании Комстар. Это позволяет приобретать через Интернет новые карточки и гарантирует защиту от подделок.

Компания Комстар - одна из немногих в России, которая выпускает карточки, ориентируясь на коллекционеров. Продукция компании всегда хорошо оформлена. Человеку, приобретающему комстаровскую карточку, чтобы позвонить, приятно держать ее в руках.

Изображения же на телефонных картах самые разные. На Западе наиболее популярны реклама компании Кока-Кола и изображения героев диснеевских мультиков. У нас обычно фигурируют свои, русские, сюжеты. Например, компания Комстар два года назад получила премию за серии "Русские цари" и "Русский балет", а также за оригинальный выпуск "Держи себя в руках".

Появление новых телефонных карт часто приурочено к какой-нибудь дате. Так, почти все компании выпустили серии, посвященные 850-летию Москвы и Всемирным юношеским играм 1998 года. Реклама на карточках, по мнению специалистов, действует эффективнее, чем на страницах газет и журналов. Компании подходят к рекламе по-разному: Комстар, в частности, принципиально не рекламирует табачные изделия и спиртные напитки (кроме пива).

Доходы компаний, выпускающих телефонные карты (огромными, кстати, тиражами), складываются из прибыли от продажи самих карт, от рекламы и дохода от коллекционеров. Иногда собиратели за одну-единственную карту готовы заплатить большие деньги. Например, одна из первых российских карт "Зимний пейзаж", выпущенная фирмой Комстар в 1989 году и считающаяся сейчас раритетом, оценена на Лондонском аукционе в 1200 фунтов стерлингов (около 2000 долларов).

Известны уже и случаи мошенничества, связанные с телефонными карточками, когда, например, поверх какой-то из них искусно наклеивают старые рисунки и выдают за первичный выпуск; или когда пластиковые заготовки выдают за карты известных компаний и продают такие подделки целыми партиями.

Сейчас в России насчитывается около четырехсот коллекционеров телефонных карт, и почти все они находятся в С.-Петербурге. Но и в Москве есть известные собиратели, например Илья Хахаев, у которого около 1200 карточек, выпущенных в России. В коллекции есть первые карты, появившиеся еще в 1989 году, и вышедшие совсем недавно. И. Хахаев собирает карточки и изучает их по типам микросхем, по системам карточных аппаратов, исследует дизайн. Одна из карточек коллекции в числе двадцати других побывала в космосе. Она, как и остальные, заверена сертификатом с автографом космонавтов. Аукционная цена каждой такой карточки около тысячи долларов. Потому, проходя мимо таксофона, приглядитесь: вдруг найдете выброшенную за ненадобностью карточку, которая не только положит начало коллекции, но и окажется раритетом.

Иллюстрации предоставили компания Комстар и коллекционер И. Хахаев.

Читайте в любое время

Другие статьи из рубрики «Коллекционеру - на заметку»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее