ЗИМНИЕ КАНИКУЛЫ В УЗБЕКИСТАНЕ

М. АРНОЛЬДОВ , ученик 10-го класса Кошкинской средней школы , победитель конкурса "Школа".

В 2003-2004 годах журнал "Наука и жизнь" провел конкурс "Школа" на лучшую научно-популярную статью для школьников старших классов. Работа победителя конкурса, девятиклассника из села Кошки Самарской области, Михаила Арнольдова "Загадка одного сражения" (см. "Наука и жизнь" № 4, 2004 г.), посвященная исторической битве Тимура с Тохтамышем на реке Кондурче, вызвала интерес не только у российских читателей. Статью перевели на узбекский язык, напечатали в центральных газетах республики. Более того - правительство Узбекистана предложило Мише посетить места, связанные с деятельностью Амира Темура (так теперь принято писать имя великого полководца и государственного деятеля Средней Азии). Своими впечатлениями от поездки, которую вполне можно назвать сказочной, Миша поделился с читателями "Науки и жизни".

Ректор Самаркандского университета профессор Т. Ш. Ширинов и Миша Арнольдов у памятника Амиру Темуру в Самарканде.
Михаил Арнольдов дает интервью узбекскому телевидению.
Архитектурный комплекс Дорут-Тиловат в городе Шахрисабз.

Зимние каникулы 2005 года запомнятся мне на всю жизнь. Все началось в ноябре 2004 года, как раз во время осенних каникул, с неожиданного для меня и всей нашей семьи телефонного звонка из посольства Узбекистана в Москве. А ночью 5 января мы вылетели из Самары самолетом Ту-154 узбекской авиакомпании рейсом на Ташкент (мы - это я и мой отец в качестве сопровождающего). Многое для меня в этом путешествии было впервые в жизни: и сам факт поездки за границу, и пограничный контроль, и полет на самолете, который продолжался всего 2 часа 40 минут - ровно столько же, сколько ехать на автобусе от нашего райцентра до Самары. Если родное Поволжье провожало нас метелью и снежными заносами на дорогах, то столица Узбекистана встретила теплым весенним дождем. Кстати, дождь в то утро оказался единственным. Все последующие дни было сухо, тепло и в основном солнечно, температура в полдень поднималась до 12 градусов тепла, люди ходили по улицам без курток и плащей - как у нас на Волге в начале мая. Попасть из зимы в весну само по себе - приятное приключение.

В расписанную буквально по минутам программу визита, с которой меня и папу познакомили еще дома, были включены встречи в Ташкенте - в Министерстве народного образования, в Национальном университете Узбекистана, в нескольких лицеях и колледжах столицы, в Самарканде - в Институте археологии Академии наук и в Самаркандском университете, а также на родине Темура - в Шахрисабзе. Много времени было отведено посещению музеев и осмотру архитектурных памятников эпохи Темура и Темуридов.

Первое, что сразу же бросается в глаза на улицах Ташкента и других городов, - малое количество придорожной рекламы. Здесь почти нет тех огромных рекламных щитов, что заполонили все пространство российских улиц и дорог. Реклама, конечно, есть, но она скромная. Другое, на что также я обратил внимание, - марки автомобилей. Здесь почти нет российских (да и других европейских) переднеприводных автомобилей, хотя наша старая "классика" имеется. Вместо них - самые разнообразные модели ДЭУ, производимые тут же, в Узбекистане: от "суперсалона" до малюток, похожих на нашу "Оку" (но четырехдверных), от микроавтобусов до "мини-вэнов" с супермодными обтекаемыми формами - как в фантастических фильмах.

Дорожное и уличное движение по сравнению с нашей Самарой невелико - может быть, не сезон. Улицы городов приятно удивляют чистотой, ухоженностью, повсюду много зелени - сады, парки, скверы, а также фонтаны, работу которых, к сожалению, увидеть не довелось, так как они были отключены на зиму. Несмотря на то что по календарю январь, трава почти повсюду ярко зеленеет, и, хотя большинство деревьев стоят без листьев, меня во все время поездки не покидало ощущение весны - ярких майских дней накануне цветения. Впрочем, живые цветы на клумбах мы тоже видели - желто-коричневые, похожие на ноготки, совсем как в сказке про двенадцать месяцев. Деревья в основном незнакомые, причудливые, в их кронах, как в тропических джунглях, резко кричат какие-то птицы. Потом нам объяснили, что это местные скворцы, которые никогда никуда не улетают.

Ташкент - очень красивый современный город с широкими улицами и прекрасными парками, причем достаточно большой: 2,5 миллиона жителей. После землетрясения 1966 года город восстанавливала вся наша тогда еще единая страна при участии многих других стран. Нам показывали "московские" дома, "украинские", "болгарские". Однако строения тех лет достаточно однообразны, а вот новые современные здания, напротив, выглядят на их фоне ярко и празднично. Строят сейчас в Узбекистане очень много. Мы побывали в новом техническом лицее в Ташкенте, в котором кроме учебных помещений, оснащенных современной техникой (компьютерами, химическими лабораториями и т.д.), есть бассейн, стадион на 15 тысяч зрителей и четыре огромных специализированных спортивных зала.

Самое величественное и в то же время простое по архитектуре здание современного Ташкента - Государственный музей истории Темуридов, открытый в 1996 году к 660-летнему юбилею Амира Темура. Здание музея представляет собой полусферу, окруженную кольцом, поэтому внутри оно гораздо объемнее, чем кажется снаружи.

Город Самарканд, в который мы прибыли из Ташкента по железной дороге, шесть столетий назад был столицей Амира Темура и его наследников. Он поразил обилием исторических памятников.

Во-первых, мавзолей Гур-Эмир, где похоронен сам Амир Темур, - тот самый мавзолей, о котором сложено множество легенд. Во-вторых, площадь Регистан - своего рода символ не только Самарканда и Узбекистана, но и всей Центральной Азии. В-третьих, это комплекс мавзолеев Шахи-Зинда, который удивил не только обилием самых разнообразных памятников древности, но и тем, как мирно и спокойно на небольшом пространстве соседствуют толпы любопытных туристов, действующие мечети и идущие полным ходом реставрационные работы. Никто не отгораживает строительные площадки красными ленточками и предупредительными табличками. И никто никому не мешает. Это вообще одна из традиций Центральной Азии: художники, резчики, ювелиры, мастера по камню, дереву и металлу, кулинары и прочие работают прямо на улице, среди снующей толпы, либо в открытых настежь мастерских; при этом не только трудятся спокойно и невозмутимо, но и всегда готовы ответить на ваш вопрос или показать сам процесс работы.

За три неполных дня мы успели увидеть в Самарканде и другие памятники: мечеть Биби-Ханум; обсерваторию Улугбека, который был не только одним из первых профессиональных астрономов мира, но и правителем обширного государства; руины древнего города Афросиаб, взятого штурмом Александром Македонским и окончательно разрушенного через полторы тысячи лет войсками Чингисхана. И еще одно примечательное место, где поток людей нескончаем, это гробница пророка Даниила, священная для представителей трех религий: иудаизма, ислама и христианства.

О памятниках истории и об отношении к ним в Узбекистане следует сказать особо. Государство вкладывает значительные средства в сохранение памяти о прошлом. Реставрационные работы ведутся очень быстро. Характерная деталь: из всех фотоснимков, сделанных нами в Самарканде, один из наших узбекских сопровождающих выбрал себе на память фотографию стройплощадки в комплексе Шахи-Зинда. На наш вопрос, для чего ему этот не очень привлекательный пейзаж, он ответил: "Покажу дочери. Ведь через два года здесь все уже будет совсем по-другому. Вот и сравним, что было и как стало".

Очень много в Узбекистане и превосходно выполненных современных памятников - Амиру Темуру, Улугбеку, Алишеру Навои и другим великим деятелям государства и культуры. Памятник Улугбеку в комплексе с обсерваторией создает прекрасный ансамбль. Сопровождавшие нас гиды рассказывали, что летом иностранные туристы, особенно японцы, предпочитают располагаться на ночлег не в гостиничных номерах, а прямо здесь, на свежем воздухе, на террасе, с которой открывается прекрасный вид на город.

Третий город, который мы с отцом посетили, - это Шахрисабз, родной город Амира Темура. Возник этот небольшой город (сейчас в нем живет около 80 тысяч человек) одновременно с Римом, в VIII веке до н.э., сначала он назывался Наутака, а затем Кеш. Именно здесь, в древней Наутаке, в 328 году до н.э. останавливался на зимовку Александр Македонский. Многие из памятников Шахрисабза были сильно разрушены: от величественного замка Темура, например, сохранилась только арка ворот с остатками прилегающей стены - огромной, с башнями высотой до 70 метров; частично разрушен мавзолей Джахангира, а от остальной части комплекса Дорус-Саодат, включая гробницу Темура, вообще ничего не осталось, кроме фундамента. В Шахрисабзе мы были недолго - всего 2-3 часа, так как нужно было успеть вернуться к вечеру, пока горная дорога через перевал в Самарканд не покроется сплошным льдом.

Трасса идет по долине среди бесконечных садов и убранных хлопковых полей, окруженных по периметру тутовыми деревьями. В садах работают люди - обрезают плодовые деревья, что-то рыхлят. Виноградники укрыты землей на случай морозов, хотя ни морозов, ни снега вокруг нет - лишь ярко-зеленая трава и желто-бурая лессовая почва. Только капуста не убрана и выделяется веселыми круглыми пятнами зелени на фоне земли. Это понятно: если у нас, в Поволжье, она стоит в огородах до первых морозов, то тут и подавно - круглый год.

Впереди сияют снегами горные вершины, они прекрасно видны уже на выезде из Самарканда. Хорошо просматривается граница снегов: ниже зеленеет трава, выше - только белые снега и ярко-синее небо. Прямо на реке, среди камней, резвятся ослики. Осел здесь, кстати, до сих пор незаменимое животное. Мы своими глазами видели, сколько на него можно погрузить разных вещей - раза в два выше самого этого ослика.

Ущелье, как оказалось, очень густо заселено. Дома стоят вдоль него сплошной чередой до линии снегов и даже выше, немного не доходя до перевала, тянутся вдоль трассы, иногда прилепившись к самому обрыву ущелья или наполовину вжавшись в скалу. И не только жилые дома - много тут и магазинчиков, и кафе с открытыми навесами на резных столбах (резьба по дереву, особенно на столбах и колоннах, здесь повсюду - и древняя, и вполне современная).

И вот, наконец, перевал - тот самый, где более двух тысяч лет назад проходила македонская пехота, а шестьсот лет назад - конница Темура. Здесь, на вершине Зеравшанского хребта, мы остановились, как останавливались в свое время и Александр и Темур. Только они миновали этот перевал летом, а мы - зимой. Незабываемое чувство - стоять под ярким солнцем, синим небом, среди блистающих синих снегов на тех самых камнях, по которым ступала нога великих полководцев нашей планеты.

Вообще, путешествие по Узбекистану было настолько богато впечатлениями, что их все сразу и не выразишь. Отдельно следовало бы сказать о восточном базаре и об узбекской кухне, о музейных древностях и о современных художественных промыслах. Но главное, конечно, о тех замечательных людях, с которыми довелось встретиться. Всю неделю нас с отцом сопровождали в поездке по стране Хикматулла Джуракулович Даминов - начальник международного отдела Министерства народного образования Республики Узбекистан и Эльёр Эрикович Каримов - доктор исторических наук, сотрудник Института истории Академии наук Узбекистана. Огромное спасибо им за постоянную заботу и внимание! Мы благодарны также всем официальным лицам, руководителям, сотрудникам тех служб, которые обеспечивали наше пребывание в Ташкенте, Самарканде и Шахрисабзе. Мы выражаем искреннюю благодарность и признательность Правительству Республики Узбекистан за предоставленную возможность посетить эту прекрасную страну.

Вечером 11 января мы улетали домой. Самолет набирал высоту, и нашим взорам открывалась незабываемая панорама вечернего Ташкента - сверкающие огнями улицы и проспекты огромного и красивого города, радиусами расходящиеся от центра к окраинам.

Читайте в любое время

Другие статьи из рубрики «Самообразование»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее