Зачем России Антарктида?

В. Лукин, начальник Российской антарктической экспедиции. Записал Н. Крупеник.

Журнал "Наука и жизнь" всегда старался предоставить читателям информацию о науке и технологиях "из первых рук", в изложении специалистов. Теперь у читателей журнала появилась возможность не только получать достоверные сведения о достижениях науки, но и самим задавать вопросы ученым. Уже скоро год, как на новом сайте журнала "Наука и жизнь" www.nkj.ru работает интерактивный раздел "Интернет-интервью". Этот жанр для нашего журнала новый. Участники отвечают на многочисленные вопросы, заданные разными людьми и потому не связанные между собой. Иногда гостям журнала приходится парировать довольно резкие выпады представителей аудитории Интернета. Ответы рождаются экспромтом - точные и хлесткие, но не всегда достаточно полные, зачастую порождающие новые вопросы. Если вы не получили исчерпывающий ответ - гости сайта журнала "Наука и жизнь" будут рады удовлетворить ваше любопытство. Пишите нам письма, оставляйте сообщения в Интернете. У нас в гостях побывали многие ученые, деятели культуры, работники государственных учреждений, которые обстоятельно ответили на вопросы, присланные посетителя ми сайта. Некоторые интересные, на наш взгляд, вопросы и ответы мы решили опубликовать на страницах журнала в новой рубрике. Открывает ее заместитель директора Арктического и антарктического научно-исследовательского института (Санкт-Петербург), начальник Российской антарктической экспедиции Валерий Владимирович Лукин. Он принимал участие в организации и работе 14 воздушных и 4 морских высокоширотных экспедиций и двух дрейфующих станций "Северный полюс". Автор около 100 научных и научно-популярных работ. В сферу научных интересов Лукина входит также история российских полярных экспедиций.

Более 500 млн лет назад в Южном полушарии существовал крупный континент Гондвана, состоявший из современных Африки, Южной Америки, Антарктиды, Австралии, а также полуострова Индостан.
"Благодарен читателям журнала "Наука и жизнь", которые проявили большой интерес к нашей деятельности в Антарктике, прислав свои вопросы".
Территориальные претензии семи стран в Антарктиде и расположение российских антарктических станций в секторах этих государств.
Птицы Антарктиды изучены достаточно хорошо. Группа пингвинов на Антарктическом побережье. Вид с борта научного экспедиционного судна "Академик Федоров" (2000 год).
Ледяные керны со станции Восток содержат информацию о палеоклиматических изменениях на планете за последние 420 тысяч лет.
Антарктида по праву считается самым суровым климатическим регионом на планете. Но к низким температурам полярники приспосабливаются быстро.
Аэрологическое зондирование атмосферы шестого континента.
Современный вид радиорубки на станции Прогресс. Сотрудники российской антарктической экспедиции могут говорить по телефону с родственниками и выходить в Интернет.

- Есть ли в Антарктиде что-либо полезное, кроме воды (льда), и используются ли эти ресурсы?

- Антарктические воды всегда привлекали людей своими богатейшими биологическими ресурсами. Первыми туда пришли зверобои и китобои. Это было еще на рубеже XVIII-XIX веков. В конце 60-х годов ХХ века воды Южного океана стали объектом пристального интереса многих стран, имевших мощный рыбопромысловый флот. Объемы промысла оказались настолько велики, что международное сообщество ввело запрет на отлов китов и тюленей в Антарктике, а также ограничило добычу морепродуктов.

Практически во всех национальных антарктических экспедициях ХХ столетия активное участие принимали геологи. Ученые интересовались геологическим строением древнего суперконтинента Гондвана, частью которого сотни миллионов лет назад была Антарктида. По геологическому строению Антарктический полуостров (Трансантарктические горы, Земля Королевы Мод и горы Принца Чарльза) напоминает Южную Америку, Южную Африку и полуостров Индостан, которые чрезвычайно богаты различными полезными ископаемы ми. Так появилась теоретическая основа систематического поиска полезных ископаемых на шестом континенте. Искать полезные ископаемые в Антарктиде крайне трудно, так как выходы горных пород над поверхностью ледника невелики.

Пик научных работ пришелся на 70-80-е годы ХХ века. Авиадесантные геологические группы отбирали необходимые образцы для последующих лабораторных анализов. Тогда на Южном континенте открыли залежи каменного угля, железной руды, полиметаллических руд, драгоценных и редкоземельных металлов. В эти же годы стали активно применять судовые геофизические методы исследований размеров и структуры осадочных бассейнов дна антарктических морей, перспективных с точки зрения высокого содержания углеводородов. Сегодня общий объем углеводородного сырья, находящегося на шельфе антарктичес ких морей, оценивается специалистами от 35 до 51 млрд т условного топлива.

В 1988 году антарктическое сообщество приняло Конвенцию по регулированию освоения минеральных ресурсов континента. Однако в законную силу конвенция не вступила, поскольку правительства Австралии и Франции отказались ее ратифицировать. Вместо конвенции в 1991 году был принят Протокол по охране окружающей среды, который вступил в силу в 1997 году. Статья 7 этого документа запрещает в Антарктиде любую деятельность по освоению минеральных ресурсов, кроме научной. Срок действия протокола - 50 лет. Но надо быть готовыми к тому, что цены на рынках полезных ископаемых могут оказать серьезное влияние на принятие мировым сообществом новых решений по этому вопросу.

- Продолжаются ли исследования животного мира Антарктиды или считается, что про антарктическую флору и фауну уже все известно?

- Крупные классы млекопитающих, птиц, рыб, мхов и лишайников исследованы достаточно хорошо. Сейчас биологи в основном интересуются физиологией животных и растений и тем, как они приспосабливаются к условиям окружающей среды и какова их роль в пищевых связях. Все большее внимание исследователей привлекают микробные сообщества и в первую очередь представители царств бактерий и грибов.

В последние годы ученые заинтересовались антарктическими микроорганизмами, которые выработали эффективные методы выживания в экстремальных условиях окружающей среды. Предлагают даже специально завозить в Антарктиду определенные микробные сообщества, чтобы выработать у них надежный иммунитет против низких температур, низкой влажности, значительной солнечной радиации и в дальнейшем использовать их в качестве продуцентов новых эффективных лекарственных препаратов.

- Какие существуют сегодня российские научные проекты, связанные с Антарктикой? Есть ли такие проекты у Российской академии наук?

- В Федеральной целевой программе "Мировой океан" есть подпрограмма "Изучение и исследование Антарктики". Кроме того, в преддверии Международного полярного года (2007-2008) президиум РАН утвердил специализированную целевую программу. Отечественные исследователи Антарктики получают гранты Российского фонда фундаментальных исследований, однако их работа направлена на проведение не полевых, а лабораторных исследований данных, собранных в Антарктиде. Активное участие в антарктических исследованиях принимают академические институты - Институт географии, Институт океанологии, Зоологический и Ботанический институты, Петербургский институт ядерной физики и Геофизическая служба РАН.

- У какой страны сейчас самая большая территория влияния в Антарктиде? Какое место отведено там России?

- Правовой режим Антарктики определен международным Договором об Антарктике 1959 года, подписанным 12 государствами (Австралия, Аргентина, Бельгия, Великобритания, Новая Зеландия, Норвегия, СССР, США, Франция, Чили, ЮАР, Япония). К июню 2005 года к этому Договору присоединились еще 33 государства. Сегодня 28 из 45 участников носят статус Консультативных сторон, которые имеют право принимать участие в обсуждении любых вопросов в отношении Антарктики, вырабатывать решения по этим проблемам или накладывать вето на них. Кроме 12 выше названных государств консультативными странами являются Болгария, Бразилия, Германия, Индия, Испания, Италия, КНР, Нидерланды, Перу, Польша, Украина, Уругвай, Финляндия, Швеция, Эквадор, Южная Корея.

Договор об Антарктике "заморозил" территориальные претензии семи стран (Великобритания, Новая Зеландия, Австралия, Норвегия, Франция, Аргентина, Чили), которые были предъявлены в первой половине ХХ века. Суть территориальных претензий заключалась в объявлении определенных участков суши и моря, ограниченных долготными секторами, сходящимися на Южном полюсе, принадлежностью метрополии. То есть фактически декларировалось создание колоний. На данных территориях должны были действовать национальные законодательства этих стран, а контроль за их исполнением должны были осуществлять соответствующие государственные институты (генерал-губернаторство, прокуратура, полиция, суд и т.д.). До 1959 года ни одна из семи стран подобных институтов власти не создала. Термин "замораживание" применительно к территориальны м претензиям обозначает не только невозможность заявления новых претензий на какую-либо территорию Антарктиды, но и полный запрет на расширение государственного суверенитета над территорией. Таким образом, теперь создание в Антарктиде государственных институтов власти есть грубое нарушение Договора. Любые действия по закреплению новых прав на территории подпадают под статью нарушения принципа "замороженности".

Примером тому может служить попытка Австралии в 2004 году закрепить национальные права на участки континентального шельфа, примыкающие к австралийскому антарктическому сектору. Действительно, Конвенция ООН по морскому праву дает возможность объявить государственный суверенитет континентального шельфа, примыкающего к материковой территории государства. Именно этим правом и воспользовалась Австралия, когда пыталась подать соответствующую заявку в специальную Комиссию по морскому праву. Однако международное антарктическое сообщество расценило этот шаг как нарушение принципа "замороженности". Сейчас Австралия "обладает" самым большим сектором в Антарктике, однако это никоим образом не влияет на деятельность других стран, работающих там вне зависимости от границ "национальных секторов".

Наша страна, как и США, с первых лет своей деятельности в Антарктике руководствуется принципом "эффективного контроля" над территориями, организуя постоянные или передвижные научные станции, сезонные полевые базы и лагеря. В настоящее время Россия располагает развитой экспедиционной инфраструктурой во многих стратегически важных районах, в том числе в секторах Великобритании, Аргентины, Чили, Норвегии и Австралии. По уровню финансирования антарктических исследований Россия находится на шестом месте, уступая США, Великобритании, Японии, Австралии и Германии.

- Имеются ли какие-либо международные правовые акты о территориальных правах России, относящиеся к периоду после распада СССР, или хотя бы заявления по этому поводу со стороны Российской Федерации?

- Сегодня Российская Федерация юридически продолжает осуществлять права и выполнять обязанности, вытекающие из договоров, заключенных СССР. Таким образом, никаких специальных заявлений Российской Федерации в отношении Договора об Антарктике не требуется. В последние годы, когда позиции России на международной арене окрепли не только в политическом, но и в экономическом плане, возросла и активность нашей страны в различных международных форумах системы Договора об Антарктике.

- Почему американское космическое агентство интересуется озером Восток? Что сулит науке изучение пресноводного водоема?

- Подледниковое озеро Восток в Антарктиде было открыто 30 лет назад. В 1995 году специалисты НАСА проявили интерес к этому уникальному водоему. Озеро можно использовать как природный полигон для отработки технологий будущих космических исследований по поиску живых организмов в Солнечной системе. Наиболее перспективными считаются ледяные шапки Марса и один из спутников Юпитера - Европа. По косвенным данным, подо льдом этих космических объектов может находиться жидкая вода и, следовательно, жизнь. В 2015 году запланирован исследовательский полет на Европу. К этому моменту все технологии и инженерные решения должны быть не только разработаны, но и надежно испытаны в земных условиях. Однако уже к концу 90-х НАСА перестало интересоваться исследованиями на озере Восток. Что стало причиной этого, сказать трудно.

- Расскажите, пожалуйста, о других водоемах Антарктиды. Кажется, там есть пресноводные и соленые озера, освобождающиеся ото льда. Есть ли в них жизнь и какая?

- В оазисах Антарктиды и на субантарктических островах располагается большое число озер с различным химическим и физическим составом вод, биоразнообразием и ледовым режимом. Некоторые из таких озер вскрываются ото льда каждый год, некоторые - один раз в несколько лет, другие не освобождались от ледового покрова за весь 50-60-летний период регулярных наблюдений. Есть озера пресноводные, есть сильно минерализированные, иногда под поверхностными пресными водами находится "подстилка" из соленой воды. Ни рыб, ни членистоногих в антарктических озерах пока не обнаружили. Жизнь в озерах, как правило, представлена бактериями, грибами, археями, водорослями, простейшими. Глубина в таких озерах варьирует от нескольких десятков до сотен метров. Среди наиболее интересных антарктических озер можно назвать озеро Ванда в горах Антарктиды, в придонных слоях которого обнаружены геотермальные потоки. Холодные пресные воды этого озера находятся над теплыми и солеными придонными водами.

Подледниковые озера располагаются под мощным ледяным щитом (до 4 км) в центральных районах Антарктиды. Теоретически возможность их образования предсказал еще в 60-е годы ХХ века отечественный гляциолог член-корреспондент РАН Игорь Зотиков. Первым обнаружили подледниковое озеро Восток, расположенное под одноименной российской станцией. В настоящее время в Антарктиде открыто 145 различных подледниковых озер, однако не все действительно являются таковыми. Как правило, "озера" проявляют себя только радиолокационным сигналом, отраженным от водного слоя на границе лед - вода, а не от донного рельефа. Конфигурация береговой черты, размеры водного зеркала, глубины подобных озер практически не исследованы. Кроме максимально изученного озера Восток наиболее известны озеро Конкордия, обнаруженное итальянскими исследователями, и озеро Элсуорт, открытое британскими специалистами.

Изучение подледниковых озер чрезвычайно интересно для различных направлений наук о жизни, геологии, гляциологии и гидрологии суши. Ученые надеются получить данные о ходе эволюции живых организмов при очень длительном (до нескольких миллионов лет) отсутствии контакта с атмосферой, новые сведения о биоразнообразии микроорганизмов. Кроме того, изучение проб донных отложений таких водоемов даст представление о коренном ложе Антарктиды до начала ее оледенения.

- А не кажется ли вам, что вреда от вторжения в воды древнего озера Восток будет неизмеримо больше, чем пользы от добытых знаний? Из него в окружающую среду может попасть какая-либо незнакомая современному человеку инфекция. И тогда СПИД и птичий грипп покажутся нам детской игрушкой. Что вы можете сказать по этому поводу?

- Это традиционный вопрос, который западные журналисты постоянно задают мне и моим коллегам, особенно после июня 2004 года, когда делегация Российской Федерации на 27-м Консультативном совещании по Договору об Антарктике объявила о продолжении бурения глубокой скважины на антарктической станции Восток для проникновения в водную толщу подледникового озера (см. "Наука и жизнь" № 12, 2005 г.).

Проведение этих работ стало возможным после разработки специальной, экологически чистой технологии отбора проб воды из озера Восток. В марте 2001 года технология получила положительное заключение Государственной экологической экспертизы РФ, а в июле того же года была представлена международному антарктическому сообществу. Наша страна выполнила все требования Протокола по охране окружающей среды к Договору об Антарктике. Окончательный вариант всесторонней оценки влияния на окружающую среду будет представлен сообществу не позднее октября 2007 года (не менее чем за 60 суток до начала проникновения в подледниковые воды). Последняя стадия бурения должна быть выполнена в январе 2008 года. Сейчас нас отделяет от водного слоя около 100 м.

Экологическая чистота проникновения российского бура в водный слой подледникового озера подтверждена результатами работ датских гляциологов и буровиков в Гренландии в 2004 и 2005 годах. Когда они бурили ледяную скважину с использованием аналогичной технологии, в нее неожиданно пошла вода из-под ледникового водоема. Поскольку буровая жидкость (смесь керосина и фреона) плотностью 0,91 г/см3, равной плотности льда, легче воды, плотность которой 1 г/см3 , она поднялась вверх по стволу скважины под действием силы давления. Никакого гидроудара и соответствующего выброса воды и буровой жидкости на поверхность ледника не произошло, ведь ледовая скважина была не "сухая", а заполнена буровой жидкостью. Из-за недокомпенсированного давления уровень жидкости поднялся вверх по стволу на несколько десятков метров. Поднявшаяся вверх вода подледникового водоема впоследствии замерзла и через год была разбурена. Химический анализ нового керна показал, что загрязненным оказался лишь самый поверхностный 10-сантиметровый слой. В январе 2006 года по такому же сценарию развивались события при бурении скважины на германской станции Кёнен, расположенной на Земле Королевы Мод в Восточной Антарктиде. Следует просто предусмотреть все необходимые методы защиты от загрязнений как самого озера, так и сотрудников экспедиции. Таких методов очень много.

Двигаться вперед надо, понимая и учитывая то, что научные результаты исследований в области ядерной физики, космического пространства, генетики и многих других тоже могут иметь непредсказуемый эффект.

- Насколько приспособлена психика человека к проживанию в Антарктиде и сколько времени обычно полярники живут без отпуска?

- Антарктида - самый суровый и изолированный континент на земном шаре. Низкая температура воздуха, пониженное атмосферное давление, штормовые ветры, повышенный фон солнечной радиации, частые геомагнитные возмущения, эффекты полярного дня и полярной ночи - все эти факторы считаются экстремальными для жизнедеятельности человека. Однако бо' льшую часть времени участники антарктических экспедиций проводят в помещении, где созданы комфортабельные условия, приближенные к обычным условиям труда и быта городских жителей.

Чтобы адаптироваться к антарктическим условиям, очень важно приспособиться к долгой жизни в малочисленном коллективе, без обычных для "большого мира" внешних раздражителей, к оторванности от средств массовой информации, семьи и близких, к отсутствию половой жизни. Эти факторы, как выяснилось, значительно сильнее воздействуют на физическое, физиологическое и психологическое состояния человека, чем тяжелые природные условия. Медики проводят специальное тестирование при профессиональном отборе будущих полярников, однако это не всегда дает возможность предсказать их психологическое состояние в условиях Антарктиды.

Примерно для 62% сотрудников наших антарктических экспедиций первый опыт работы на станции становится и последним. Однако некоторые, напротив, пытаются попасть в Антарктиду вновь и вновь. За полувековую историю советских и российских антарктических экспедиций из 8910 наших соотечественников, совершивших поездки в Антарктиду, 1116 человек зимовали два раза, 407 - три, 201 - четыре, 120 - пять, 56 - шесть, 4 - десять, 1 - двенадцать раз. Рекордсмены по работе в экспедициях - механик Олег Павлов, зимовавший в Антарктиде 13 раз, и геофизик Сергей Зверев, участник 21 сезонной экспедиции. В последние годы число полярников, совершающих многократные поездки в Антарктиду, увеличилось: в каждой экспедиции их уже значительно больше половины.

Обычно участник зимовочной экспедиции проводит вдали от дома 14-18 месяцев, из них 12-15 - в Антарктиде и 2-4 - в пути. Для сотрудников сезонной экспедиции период отсутствия на Большой земле - 6 месяцев, из них до 3-х месяцев он проводит в дороге. Количество отпускных дней определяется из расчета - 6 рабочих дней за 1 месяц работы в Антарктиде. Выходных и праздников в Антарктиде не бывает.

- Планируется ли регулярная Интернет- или мобильная связь для общения полярников с родственниками?

- Все наши антарктические станции оборудованы спутниковой телефонной и электронной связью, на станциях Беллинсгаузен и Новолазаревская организован прием двух российских телепрограмм спутниковой системы "Москва глобальная". Участники экспедиций имеют возможность общаться со своими домашними по спутниковому телефону или электронной почте без ограничений. Обратная связь выполняется только через радиоцентр Арктического и антарктического НИИ в Санкт-Петербурге. Это ограничение связано с необходимостью контроля над "зараженностью" передаваемой информации компьютерными вирусами.

- Используются ли в Арктике и Антарктике беспилотные летательные аппараты или роботы?

- В Арктике и Антарктике широко применяются различные автоматические станции, наземные или дрейфующие на морских льдах. Приборы измеряют температуру воздуха, воды, снега или льда, атмосферное давление, скорость и направление ветра, влажность воздуха, напряженность магнитного поля Земли, точные географические координаты. Эти данные могут передаваться по спутниковым каналам связи в наземные центры сбора информации или записываться на жесткий диск. Исследователи время от времени посещают станции и собирают полученные данные.

Чтобы обеспечить надежную работу автоматических станций в суровых условиях, нужно решить две главные инженерные задачи - наладить энергоснабжение и защитить измерительные датчики от снежных заносов. Снег и ураганные ветры сильно мешают применению альтернативных источников питания - солнечных батарей и ветровых энергоустановок. Сейчас основным источником энергоснабжения являются дизельные электростанции.

Пока в деятельности российских полярных экспедиций нет научных проектов, для выполнения которых требовались бы радиоуправляемые воздушные суда. На мой взгляд, радиоуправляемые самолеты можно было бы использовать на дрейфующих станциях "Северный полюс" для исследования динамики ледяного покрова. Но пока ни один робот или автомат, к сожалению, не может заменить высококлассного исследователя.

- Читала, что в отличие от других стран на российских антарктических станциях не работают женщины. С чем это связано? Наши станции плохо приспособлены для жизни?

- Это не совсем правильная информация. В 90-е годы ХХ века были четыре случая, когда женщины зимовали на станциях Беллинсгаузен и Новолазаревская. Это были жены начальников станций, главного механика и аэролога, зачисленные в коллектив станций в качестве поваров. Но мы были вынуждены отказаться от подобной практики. Дело в том, что работа повара предполагает очень большие физические нагрузки. Мужчина-повар самостоятельно приносит на камбуз мешок муки или сахара весом 50-60 кг, коробку масла или ящик консервов, полтуши коровы или свиньи и самостоятельно разделывает их и т.д. На российских станциях всю тяжелую работу на камбузе за поваров-женщин выполняли сотрудники-мужчины в ущерб своим прямым должностным обязанностям.

Конечно, инфраструктура российских антарктических станций не приспособлена для долговременного проживания там женщин. Но самое главное - труд в Антарктиде очень тяжел и рискован. Да и нет у нас недостатка в мужчинах, более того, в последние годы на большинство рабочих мест в экспедициях имеется конкурс.

В 1992 году я возглавлял первую российско-американскую дрейфующую станцию в море Уэдделла, видел, как работают американки. Подписав контракт на работу в Антарктиде, женщина полностью принимает на себя все должностные обязанности без всяких скидок на половые различия. Они категорически отказываются от любой помощи, даже в самой тяжелой физической работе, так как считают, что это будет расценено как невыполнение рабочих обязанностей. У россиян другой менталитет, поэтому такое невозможно. Я убежден, что это абсолютно правильно.

В 1990-1991 годах на немецкой станции Георг фон Майер была организована чисто женская зимовка. Это единственный опыт самостоятельной работы женского коллектива зимой в Антарктике. Уже через полгода немецкое руководство направило в Антарктику специалистов-мужчин для приведения объектов инфраструктуры станции в нормальное техническое состояние. Этот отрицательный опыт стал показательным для многих национальных антарктических программ.

Тем не менее женщины-исследователи продолжают работать в экспедициях разных стран, особенно во время антарктического лета. В сезоне 2005-2006 годов в российских экспедициях принимали участие четыре женщины-специалиста: одна работала биологом на станции Беллинсгаузен, другая - гидрологом на станции Новолазаревская и две - гидрохимиком и информатиком - на борту научно-экспедиционного судна "Академик Федоров".

- Нужны ли в полярных экспедициях ветеринарные врачи?

- За полувековую историю деятельности нашей антарктической экспедиции в ее составе никогда не было врачей-ветеринаров. Поначалу, следуя доброй арктической традиции, на антарктические станции завозили свиней и ездовых собак. Однако внедрение авиационной и наземной гусеничной транспортной техники, да и суровые природные условия сделали использование домашних животных нецелесообразным. Более того, принятый в 1991 году Протокол по охране окружающей среды запретил ввоз любых представителей инородной флоры и фауны южнее 60 градусов южной широты. Эти меры направлены на охрану уникального эндемичного биоразнообразия живых существ Антарктики. Но вполне возможно, что врачи-ветеринары будут востребованы при проведении в Антарктике специальных биологических исследований.

- Можно ли попасть в Антарктиду, скажем, на экскурсию? Или есть у вас там какая-либо работа несложная? (Сам я студент 3-го курса, техник-программист). Просто очень охота там побывать.

- Российская антарктическая экспедиция не организует туристические поездки. Если речь идет об ознакомительной экскурсии, обратитесь в туристические агентства. Насколько мне известно, такие туры есть и стоимость их составляет около 12 тысяч долларов США на одну неделю. Найти информацию об экскурсиях в Антарктиду можно в Интернете.

Если вопрос стоит об участии в экспедиции, то можно прислать на наш адрес резюме, в котором подробно указать специальность, профессиональные навыки и название своего вуза (для студентов). Некоторые студенты уже после 3-го курса приступают к серьезной самостоятельной работе в нашей экспедиции.

В Российской антарктической экспедиции есть серьезная потребность в системных администраторах локальных вычислительных сетей с навыками технического обслуживания. Мы всегда рады молодым, энергичным людям. Но должен откровенно сказать, что работа банковского служащего или менеджера агентства по продаже недвижимости оплачивается выше, чем работа в Антарктиде. Если все же зов "ветра странствий" окажется сильнее материальной выгоды, пишите, мы откликнемся.

Другие статьи из рубрики «Интервью»

"Благодарен читателям журнала "Наука и жизнь", которые проявили большой интерес к нашей деятельности в Антарктике, прислав свои вопросы. Я старался отвечать подробно, но понимаю, что каждая тема заслуживает отдельной публикации. Поэтому, если ответы вас не удовлетворили и вам нужна какая-либо дополнительная информация, направляйте вопросы по электронно му адресу lukin@aari.nw.ru. С глубоким уважением Валерий Лукин".
Пятьдесят лет назад, 13 февраля 1956 года, на Берегу Правды моря Дейвиса был поднят Государственный флаг СССР в честь открытия первой антарктической станции нашей страны - обсерватории Мирный. Свое название станция получила по имени шлюпа "Мирный", который входил в состав первой русской кругосветной южной полярной экспедиции под командованием Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева. С его борта в конце января 1820 года русские моряки первыми в мире увидели загадочный материк. На фото: грузовые операции рядом с дизель-электроходом "Обь" у ледяного барьера обсерватории Мирный (февраль 1956 года).