ОХОТА С ФОТОАППАРАТОМ

Л. ТРЕЙВАС

Наука и жизнь // Иллюстрации

Ирина Сороко из Санкт-Петербурга фотографирует насекомых - маленьких обитателей своего дачного сада в поселке Токсово Ленинградской области. Однажды журнал уже печатал присланные ею снимки (№ 6, 1998 г.). И вот снова запечатленные мгновения: маленький кузнечик, лакомка-муравей, пчела на прогнувшемся под ее тяжестью цветке и крошка-паучок.

Прокомментировать снимки мы попросили научного сотрудника Главного ботанического сада РАН Л. ТРЕЙВАС.

ОБИТАТЕЛИ САДА

Этот кузнечик - Кубанская изофия - Isophya gracilis. Представители вида широко распространены на Кавказе и в Крыму, но встречаются и в других регионах. Особенность Кубанской изофии в том, что надкрылья у нее утратили летательную функцию и превратились в звуковой аппарат, с помощью которого усилилось стрекотание кузнечика. Кубанская изофия - вредитель растений.

Рыжий муравей по-латыни зовется Formica rufa L. Муравьи - общественные насекомые. Их разделяют на касты: бескрылые рабочие; крылатые самцы и самки; крупноголовые рабочие - солдаты. Известно более пяти тысяч видов, распространенных повсеместно. Питаются нектаром, сладкими выделениями тлей, растительными остатками, но есть среди муравьев и хищники, истребляющие насекомых. Муравьи участвуют в почвообразовательном процессе. Рыжий муравей - самый распространенный вид.

Медоносная пчела - Apis mellifera. Пчел насчитывают более двенадцати тысяч видов, биологически их подразделяют на три группы - одиночные, общественные и пчелы-кукушки. Медоносная пчела относится к группе общественных. Помимо самок и самцов в семье имеются многочисленные рабочие пчелы - неполовозрелые самки, выполняющие в ульях все работы: строительство сот, выкармливание потомства, сбор и заготовку провизии (нектара и пыльцы). Медоносные пчелы - самые лучшие опылители наших садов и огородов.

Паучок относится к классу паукообразных, или арахнид (Arachnida). Пауков насчитывают около шестидесяти тысяч видов, различных по внешнему облику. Различают от девяти до тринадцати отрядов современных арахнид и несколько ископаемых. Паук на снимке похож на Pholcus falangioides (семейство Pholcidae).

Растениям пауки не причиняют вреда.

Другие статьи из рубрики «Переписка с читателями»