МИКРОЛИТРАЖКА "ОКА": ДЕШЕВО И СЕРДИТО

Кандидат технических наук Д. ЗЫКОВ

Главный конвейер СеАЗа. Автомобили "Ока", собранные на Серпуховском автозаводе, по качеству ничем не уступают микролитражкам, выпускаемым на КамАЗе в Набережных Челнах. Фото А. Князева.
Габаритные размеры автомобиля "Ока" (мм).
Первая "Гонка чемпионов" на микролитражках "Ока" состоялась на стадионе Дворца детского творчества на Воробьевых горах в 1998 году. Фото Д. Зыкова.
Автомобиль "Ока" на трассе "Гонки чемпионов" в Зеленограде. За рулем - неоднократные чемпионы страны Александр Потапов (№ 2) и Николай Больших (№ 1). Фото Д. Зыкова.

Сегодня в мире нет более дешевого автомобиля, чем микролитражка "Ока". Стоит она около полутора тысяч долларов (37- 38 тысяч рублей). Я сел за руль этой малютки (мои домашние прозвали ее "блоха"), имея за плечами более чем 20-летний опыт езды на наших и иностранных автомобилях. "Ока" меня не разочаровала. Проездив на ней больше года, могу поделиться собственным опытом и дать несколько практических советов автомобилистам.

Достоинств у "Оки" много: отличная маневренность, хороший обзор, сравнительно небольшой расход бензина, эффективные тормоза, достаточно просторный для микролитражки салон, четкое рулевое управление. Правда, многих водителей, даже управлявших до этого переднеприводными автомобилями, к каковым относится и "Ока", ждет незнакомое ощущение: в повороты, особенно если проходить их с ускорением, машина "ввинчивается", а на скользкой дороге при наборе скорости ощутимо рыскает. Такое поведение "Оки" может быть неожиданным не только для новичка, но и для опытного водителя. Впрочем, чтобы привыкнуть к нраву этой машины, достаточно всего полчаса потренироваться.

Отдельно отмечу легкость парковки. Маленькая и юркая, "Ока" может примоститься там, где не поместится никакой другой автомобиль, легко маневрировать в плотном транспортном потоке и в "пробке".

Все органы управления расположены удобно, исключение составляют лишь рукоятка воздушной заслонки карбюратора и заслонка печки. Дотягиваться до них неудобно. В машине легкие и информативные тормоза. Но при нажатии на педаль тормоза блокировка колес, "обутых" в стандартные покрышки, происходит очень быстро. Поэтому дистанцию следует держать немного большую, чем обычно. Впрочем, это свойство не тормозов, а лишь установленных на машину шин.

"Ока", особенно ее модификация с двигателем объемом 750 см3, обладает неплохой разгонной динамикой. Удачно подобранные передаточные числа четырехступенчатой коробки передач позволяют быстро "уезжать со светофора", не задерживая другие автомобили. На второй передаче можно легко разогнаться до 50-60 км/час, а на третьей - до 80-90 км/час. Но на такой скорости на "Оке" трудно совершать затяжные обгоны, поскольку на четвертой передаче машина разгоняется довольно вяло: маловата мощность двигателя. По паспорту максимальная скорость "Оки" - 130 км/час, но ехать на ней быстрее 100 км/час неуютно. Маленький совет: на первой передаче разгоняться до скорости выше 30 км/час не следует.

Про двухцилиндровый двигатель "Оки" обычно говорят, что это "половинка" четырехцилиндрового двигателя "восьмерки" (автомобиля ВАЗ 2108). Это и так и не так. Многие детали обоих моторов действительно взаимозаменяемы, но у двигателя ВАЗ 1111 (ВАЗ 11113), который ставят на "Оку", есть существенное отличие. Для того чтобы во время работы он не вибрировал, в него пришлось установить специальный балансировочный вал с противовесами. Шестеренчатый привод этого вала в момент запуска и практически до полного прогрева двигателя издает характерный рокочущий звук. Многих автолюбителей это пугает, кажется, что мотор вот-вот развалится. Однако по мере прогрева двигателя интенсивность звука падает, но до конца рокот все же не пропадает. Важно помнить, что двигатель "Оки" требует поддержания точного уровня масла - примерно посередине между метками "min" и "max". Ни в коем случае нельзя масло переливать.

На "Оке" удобная и надежная электронная бесконтактная система зажигания, практически не требующая обслуживания. Достаточно лишь содержать в чистоте высоковольтные провода да вовремя менять свечи. Не слишком надежны, пожалуй, лишь катушки зажигания. На доставшейся мне машине за год их пришлось менять трижды.

Что касается хваленой экономичности микролитражки, то ее можно признать таковой лишь условно. Конечно, "Ока" во время езды в городском режиме "съедает" бензина меньше, чем любая другая отечественная машина, но этот расход все же велик по сравнению с аналогичными по классу импортными машинами. На 100 километров пробега в городе на "Оке" расходуется не менее 6 литров бензина.

В микролитражке отличная печка: даже в сильные морозы в машине тепло, лобовое и боковые стекла оттаивают б стро, а заднее стекло с системой электрообогрева практически не запотевает. Удобно и то, что на нем есть стеклоочиститель.

"Ока" - типичный представитель автомобилей, которые "изнутри больше, чем снаружи". И это большой плюс нашей микролитражки. На заднем сиденье в ней легко помещаются два (не очень крупных) взрослых человека. А вот спереди могут усесться водитель и пассажир весьма внушительных размеров - места для ног вполне достаточно, да и над головой останется сантиметра два-три до крыши. Однако при отодвинутых назад до упора передних креслах сидеть сзади неудобно, взрослому человеку ростом около 180 см приходится садиться боком. На дальние расстояния ездить в "Оке" тяжело: затекают спина и поясница, утомляет шум двигателя. Впрочем, машина эта типично городская и для дальних поездок не предназначена.

Автомобили "Ока" делают в Набережных Челнах - на КамАЗе и в Серпухове - на СеАЗе. Большинство потенциальных покупателей стремятся приобрести машину, собранную на КамАЗе. Аргумент у них один: КамАЗ - это автозавод, а в Серпухове всегда делали инвалидные мотоколяски. На самом же деле Серпуховский завод оборудован очень неплохо, и машины там делают ничуть не хуже. Оба завода - типичные сборочные предприятия, все комплектующие они получают от смежников. Выпускаемые на них машины различаются только рулевыми колесами, сиденьями и качеством окраски кузова. Многие автомобилисты считают, что КамАЗовские машины покрашены хуже, чем серпуховские. Это действительно так, ведь на заводе в Серпухове установлено более современное импортное покрасочное оборудование. Огрехи в покраске автомобилей на КамАЗе скоро будут устранены. В ближайшее время там тоже планируют установить новую автоматизированную технологическую линию окраски кузовов.

Есть недостатки и в обеспечении пассивной безопасности. Проведенные недавно испытания показали, что при смещенном лобовом столкновении "Оки" с неподвижным бетонным кубом на скорости 50 км/час на передних сиденьях практически не остается жизненного пространства, а это значит, что в аварию лучше не попадать. Удар кузов "Оки" не держит.

Если машина стоит на неровной площадке, например одним колесом на бордюре, у нее может не закрываться задняя дверь. И на серпуховских, и на КамАЗовских машинах часто протекает уплотнитель лобового стекла, причем в сильный дождь под водительским сиденьем образуется настоящая лужа. Летящая из-под колес жижа из воды, песка и соли сбивает краску в колесных арках и на порогах, поэтому сразу после покупки машины нужно обязательно провести дополнительную противокоррозионную обработку, установить пластиковые подкрылки и широкие брызговики за передними колесами, иначе уже через год машину придется красить, а еще через год - выбрасывать.

Просится на "Оку" и какая-нибудь защита картера. На наших дорогах такая деталь будет не лишней и на более высоко сидящих машинах, а на "Оке" защита картера нужна еще и для того, чтобы грязь не попадала в моторный отсек. Мне, например, из-за этого за год пришлось поменять почти все находящиеся под капотом электрические контакты, за исключением разве что контактов высоковольтных проводов (они неплохо защищены резиновыми колпачками).

Из-за того, что "Ока" - машина маленькая, при езде в плотном городском потоке возникают две специфические проблемы. Первая заключается в следующем. Позади практически каждого автомобиля есть так называемая "мертвая зона". Это непросматриваемый в зеркала заднего вида небольшой участок дороги. Когда в эту зону попадают, например, "Жигули", "Волга" или любая другая относительно большая машина, ее капот либо багажник водителю видны. А микролитражка скрывается в "мертвой зоне" целиком, и водители зачастую начинают маневрировать, не учитывая того, что где-то, чуть сзади, может находиться "Ока". Есть и другая проблема: откровенное хамство некоторых владельцев "больших" автомобилей. Из-за их беспардонного поведения на дороге начинать самостоятельно ездить по городу лучше не на "Оке", зато для первоначального обучения вождению она подходит как нельзя лучше.

Отлично зарекомендовала себя "Ока" и как автомобиль для подготовки молодых автогонщиков. В Москве, в Крылатском, работает детская спортивно-техническая школа, в которой школьников средних и старших классов учат премудростям спортивной езды и используют для этих целей "Оку". Снабженные каркасом безопасности, специальными анатомическими сиденьями и надежными ремнями безопасности, эти легкие машины в руках двенадцати-четырнадцатилетних спортсменов творят чудеса. На микролитражках иногда ездят и взрослые спортсмены. Не так давно при поддержке СеАЗа была проведена серия соревнований под названием "Гонка чемпионов". На совершенно одинаково подготовленных машинах по небольшой кольцевой трассе "гонялись" неоднократные чемпионы страны по кольцевым гонкам, ралли, ледовому треку и кроссу, и "Ока" выдержала это непростое испытание.

Несмотря на недостатки, "Окой" я доволен. С "Москвичом" намучился куда больше. Для езды по городу, тем более одному или вдвоем, большего и не нужно. Хотя качество машины могло бы быть и получше, даже за такие небольшие деньги.

Читайте в любое время

Другие статьи из рубрики «В мастерской автолюбителя»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее