СЕРЫЙ ПОПУГАЙ ИЛИ ЖАКО

В. ТРЕТЬЯКОВ, биолог

Бурохвостый жако.
Гнездовой домик для жако.
Наука и жизнь // Иллюстрации

В 60-х годах XIX века Альфред Брем, автор многотомного сочинения "Жизнь животных", рассуждал: если попугаев можно образно именовать "обезьянами среди птиц", то жако следует представлять как "человека среди попугаев". Жако, по мнению Брема, является собирательным образом всех попугаев: "...он, конечно, не может считаться ни первым по полету, ни особенно красиво окрашенным, но все его способности развиты очень равномерно". Скромность внешнего облика компенсируется талантливым подражанием человеческой речи. Впрочем, имитационные способности у разных особей этих птиц разные. Так же, как и внешность. Длина тела самых мелких серых попугаев 30 сантиметров, крупных - 40, масса колеблется от 320 до 500-550 граммов. Окраску оперения составляют два цвета: серый (различной интенсивности) и немного красного. Голову покрывают короткие, напоминающие чешуйки перышки, вокруг глаз довольно широкие участки голой кожи - белой и чуть-чуть морщинистой.

На Калитниковском ("птичьем") рынке в Москве жако - самый многочисленный пока вид крупных короткохвостых попугаев. Существуют два подвида жако: краснохвостый и бурохвостый. У первого хвост (рулевые перья и перышки, покрывающие их основания сверху и снизу) - превосходного алого цвета. У второго рулевые перья сверху темно-малиновые, снизу - почти черные, а кроющие перышки хвоста - серые, со слабо выраженными розовым и красным оттенками. Подвиды легко различить и по "физиономии": у краснохвостых попугаев клюв полностью черный, а у бурохвостых надклювье с большим розовым (или желтоватым) пятном.

Жако обитают в высокоствольных лесах экваториального и тропического поясов Африки - от Гвинеи до Анголы и озера Ньяса. Область распространения бурохвостого подвида невелика: Гвинея, Сьерра-Леоне и Либерия. Попугаи живут как стаями, так и отдельными парами. Для гнездования выбирают высокие дуплистые деревья, причем пары могут поселиться по соседству, в дуплах на одном дереве.

Ранним утром жако покидают вершины деревьев, где проводили ночь, и улетают на кормежку. Питаются всевозможными зернами и плодами, могут совершать налеты на культурные растения. К вечеру птицы возвращаются на традиционные места ночлега, часто лететь им приходится издалека.

Жители Африки отлавливают серых попугаев на продажу, и каждый год этих птиц тысячами вывозят из портовых городов в другие страны. Молодой жако, взятый из гнезда и вскормленный из рук, сильно привязывается к хозяину, в котором видит вначале родителя, а затем - собрата противоположного пола. Но чаще всего попугаев ловят тем же способом, что и наших чижей и щеглов. Жако в клетке помещают на площадке с зерном. Вольные птицы реагируют на его позывные, спускаются кормиться, и их накрывают сетью. Поэтому большинство привозимых на продажу серых попугаев боится человеческих рук. Как правило, у птиц подстрижены крылья. На рынке такой "дикарь" стоит вдвое дешевле ручного "неговорящего" жако, а если ручного жако удалось научить хотя бы одному слову - цена на попугая повышается.

Я приобрел жако в середине августа 1998 года. Он был дик, имел довольно потрепанное оперение и подстриженные маховые перья и все же понравился мне. Попугай был заметно крупнее и светлее других бурохвостых жако, продававшихся в тот день на рынке. Он не был истощен, активно реагировал на движения людей, не дрожал и не топорщил перья. Темно-зеленый помет на дне клетки оказался хорошо оформленным. Продавец надел толстую кожаную рукавицу, и жако, истошно крича, в панике побежал по решетке от этой жуткой, а главное, неуязвимой для укусов лапы. Прилавок тут же окружили любопытные прохожие. Визгливо и стрекочуще рычащий попугай оказался в моей небольшой клетке, которую я - чтобы птица чувствовала себя спокойно в общественном транспорте - поместил в картонную коробку. Сверху коробка оставалась открытой: это обеспечивало хорошую вентиляцию (жако очень чувствительны к перегреву). Продавец сказал, что попугаю пять месяцев ("совсем молодой") и что он был выращен в Бельгии ("их же в Европе успешно разводят в вольерах"). Его словам я не придал никакого значения. И, увы, оказался прав: иногда попугай выделял с пометом белесую цепочку члеников ленточного червя. Приобрести паразита он мог лишь в природе, поскольку развитие ленточного червя зависит от промежуточных хозяев - африканских насекомых.

Многие любители утверждают, что попугаям в узких, круглых в поперечном сечении клетках живется неуютно. Я сделал клетку прямоугольной формы из листов звероводческой сетки с размерами по длине, ширине и высоте 60x40x60 сантиметров, с большой дверцей, которая крепится на четырех карабинах. Выдвижным поддоном послужил противень из очень твердой пластмассы с бортиками высотой 9 сантиметров.

Чаще всего любители приобретают одного жако: так он станет ручным и "говорящим". При содержании пары жако в вольере возможно получение потомства. Главные проблемы - определение пола птиц и знакомство будущих партнеров. Легче определить пол при сравнении двух или нескольких особей. Самцы обычно несколько крупнее самок. Следует учитывать, что бурохвостые жако уступают по размерам краснохвостым. У самцов голова чуть больше, чем у самок, пошире в основании клюва, немного приплюснута сверху и кажется угловатой. У самок формы головы и клюва более округлые и аккуратные. Эти признаки формируются с возрастом и иногда могут выражаться нечетко. При ошибке владельца жако образуют однополые пары, имитируют брачные игры, а самки откладывают неоплодотворенные яйца. Жако, смолоду "влюбившийся" в человека, бывает равнодушен или агрессивен к попугаям и знакомится с ними не сразу. Не всякий любитель птиц рискнет заняться разведением крупных попугаев, но у правильно подобранной пары есть большие шансы на успех.

Для пары жако достаточен вольер размерами 120-180 х 80 х 120 сантиметров. Попугаи начинают размножаться в возрасте 4-5 лет. Если они относятся друг к другу ласково и много времени проводят рядом, им предлагают гнездовой домик из многослойной фанеры или из толстых досок со слоем мелких стружек на дне и со съемной крышкой. Размеры домика 30 х 30 х 50, диаметр летка - 11-15 сантиметров. Самец интересуется домиком активнее самки. Слегка взъерошившись и опустив крылья, он топчется перед самкой на крышке домика либо на прочно закрепленной в вольере толстой жердочке и издает звуки, похожие на поскуливание и кряхтение. Самка вторит ему и принимает в это время позу птенца, просящего корм. Самец кормит ее или имитирует кормление. Такой ритуал продолжается 5-10 минут и иногда заканчивается спариванием. Кладку из 2-4 яиц самка насиживает около месяца. Самец кормит ее и защищает. В период размножения крупные попугаи становятся агрессивными, и ухаживать за ними бывает сложно. В возрасте 10-11 недель птенцы оперяются, а в три месяца начинают выглядывать из гнезда и вскоре покидают его. Родители подкармливают их еще несколько недель - до тех пор, пока молодые не начнут питаться самостоятельно, - но могут прекратить эти заботы раньше срока, и "сирот" приходится докармливать хозяевам.

Юные жако отличаются меньшими размерами, нежной и гладкой кожей на лапах, а главное - почти черной радужной оболочкой глаз. Светлые каемки перьев заметны слабо, у некоторых бурохвостых перья рыжеватые или бежевые. Красные рулевые перья - черноватые на концах, словно запачканы. После 6-8 месяцев жизни радужка начинает светлеть. Сначала она становится дымчатой, потом светло-серой, серовато-белой, чисто-белой, желтоватой и у половозрелых птиц (к третьему году жизни) наконец желтеет. Так же постепенно невзрачное птенцовое оперение сменяется на чисто-серое, типичное для взрослых. Мозаичная окраска и темные глаза сразу выдают первогодка. Кстати, мой "молодой" Жакоша в день покупки имел чисто-белую радужку, а через три месяца я стал замечать ее слабое пожелтение (незаметное, впрочем, на ярком дневном свету); выпадавшие перья были такого же серого цвета, что и растущие им на смену. Думаю, птица была не моложе полутора лет.

Жако - идеальный комнатный попугай. Он флегматичен и очень мало шумит. Во время утренней и вечерней разминки (очевидно, жако и на воле больше всего активны именно в эти часы) иногда демонстрирует весь набор своих вольных криков: негромкие отрывистые каркающие возгласы и разнообразные свисты. Кстати, если на рынке утверждают, что жако "не говорит, но обучен хорошо свистеть", то, скорее всего, речь идет о природных способностях птицы. Некоторые из свистов приятны и чисты, другие - невероятно громкие, оглушительные.

Дикий жако, возможно, покажется злобной, опасной птицей. Но по своей натуре любые крупные попугаи - очень общительные существа, и каждый внимательный и заботливый любитель животных сумеет подружиться с пернатым дикарем. Потребуется много времени и терпения, чтобы недоверчивый жако привык к новым условиям, к месту, на котором стоит его клетка. Постепенно он начнет присматриваться к хозяину и перестанет сопровождать "воплем ужаса" действия людей у клетки (крик испуга жако громок и неприятен: протяжное рычание с храпящим и скрежещущим оттенком).

Своего Жакошу я приручал так. Сначала он привык поедать зерно из кормушки, которую я держал перед ним. Затем начал брать клювом протягиваемые мною по одному семечки. Осмелев, принялся есть с ладони... Заканчивалась четырнадцатая неделя жизни попугая в моей комнате, когда я решил ускорить процесс приручения: сунул в клетку руки с натянутыми на кулаки рукавами рубашки. Попугай яростно кусался, кричал, старался отпрыгнуть. Через час Жакоша уже позволял себя гладить и спокойно "путешествовал" на моей руке по квартире, хотя освободиться от страха перед людьми он смог лишь через несколько месяцев.

Нет смысла перечислять здесь корма для жако - о них можно прочесть в книгах. Трудностью в содержании этих птиц может явиться их пищевой консерватизм. Мой Жакоша брезгует влажной пищей, будь то творог, зелень, ягоды или куриная кость. Все это он вообще не воспринимает как еду, и бессмысленно оставлять его голодным в надежде на то, что он распробует новое кушанье. Попугай может не есть сутки и больше, делаясь вялым и нахохленным. Видя, что в кормушке лежит что-то непривычное, он не обращает на нее внимания. Спустившись к кормушке, жако устремляет на хозяина проникновенный взгляд, тихо, скрипуче бормочет. Морковь или кость из руки он не берет, а тут же отводит клюв, подставляя затылок и шею, и замирает: почеши-ка лучше меня. Жакоша грызет скорлупу орехов, но их содержимое равнодушно бросает. Взяв в лапу морковь, измельчает ее, словно палку, в крошево. Я до сих пор не знаю, проглатывает ли он хоть что-то из этой трухи. Ест он семена подсолнечника, проса, кукурузы, овса. Любит пить консервированные соки и воду, в которой растворили варенье из черной смородины. Осенью лакомится початками полузрелой кукурузы. Сухие зерна кукурузы я размачиваю в воде сутки, затем промываю, чуть подсушиваю и кладу в кормушку. В моменты наибольшей активности попугая - по утрам и вечерам, когда жако бодро лазает в клетке, грызет палки и решетку, - удавалось привлечь его к новым кормам. Морковь, половинку сладкого перца я укреплял в углу, о который Жакоша почему-то больше всего любил точить клюв, либо подвешивал на веревочке к потолку.

Необходимо, чтобы в клетке всегда присутствовали палочки и веточки липы, березы, рябины, фруктовых деревьев: попугай будет увлеченно грызть их.

Крупнозернистый речной песок (промытый и прокаленный на сковороде) я предлагаю Жакоше в отдельной посуде не реже двух раз в месяц.

Жако необходимо время от времени купать под теплым душем, иначе отрастающее новое оперение будет выглядеть весьма неприглядно. Попугаю опасны сквозняки и солнцепек.

Ручному жако полезно как можно чаще "выходить на прогулку", общаться с хозяином. Я уверен, что главная причина самоощипывания у крупных попугаев, живущих в одиночных клетках, - скука, недостаток общения с партнером. В природе эти птицы образуют неразлучные пары, "супруги" проводят много времени вместе, перебирая друг у друга перья. Домашний попугай нуждается, словно кошка, в ласке. Когда его гладят и почесывают, он замирает от наслаждения.

Даже ручной жако не позволит хозяину подстригать ему отросшие кончики когтей. Эти птицы очень обидчивы и чувствительны к грубому обращению. Подстричь когти можно, прибегнув к маленькой уловке. Достаточно надеть попугаю на голову варежку или носок - и птица будет лишь недовольно урчать в момент неприятной процедуры.

При хорошем содержании жако способен прожить столько же, сколько и человек: 50-70 лет, а то и больше. Жаль только, что разведение крупных попугаев в домашних условиях пока нечастое явление...