ПИК - УНИКАЛЬНЫЙ ПУЧКОВЫЙ РЕАКТОР

Н. КРУПЕНИК.

Текущие проблемы строительства обсуждаются прямо в сердце реактора ПИК.

В 30 км от Санкт-Петербурга на базе Петербургского института ядерной физики им. Б. П. Константинова РАН строится уникальный исследовательский реактор ПИК.

Пучковый реактор мощностью 100 мегаватт с потоком тепловых нейтронов 1015 н/см2.с будет крупнейшим в Восточной Европе. Название реактора - ПИК суть аббревиатура от заглавных букв фамилий ученых - разработчиков проекта (Юрий Анатольевич Петров и Кир Александрович Коноплев). Уникальность экспериментальных возможностей реактора ПИК определяется не только высокой интенсивностью нейтронных пучков, которая приблизительно на порядок выше, чем на ныне действующих реакторах средней мощности, но также наличием источников горячих, холодных и ультрахолодных нейтронов.

Нигде в мире в ближайшие 10-15 лет создание подобных реакторов не планируется. Поэтому программа научных исследований на реакторе включает участие как российских, так и зарубежных ученых. Нейтронное излучение используется в качестве инструмента научных исследований в самых разных областях науки - в физике, химии, биологии, геологии, материаловедении, медицине, технологии производства полупроводниковых материалов и в промышленности.