ХИЩНИК ИЛИ САНИТАР?

О роли волка в природе спорят давно. Одни говорят о том, что хищник он очень избирательный и уничтожает прежде всего больных и неполноценных животных, другие, напротив, утверждают, что в числе его жертв преобладают именно здоровые животные.

Исследования, проводимые уже в течение нескольких зим в Башкирском заповеднике и в Челябинской области над останками погибших от зубов волка лосей и маралов, склоняют специалистов к поддержке второй версии. Методика этих исследований основана на возможности судить о состоянии животного по содержанию жира в костном мозге его трубчатых костей. Дело в том, что этот жир представляет собой некий энергетический резерв и расходуется организмом в последнюю очередь: животное считают истощенным, если содержание жира в его костном мозге составляет менее 50%.

Результаты исследований пока говорят не в пользу волка: среди его жертв оказалось существенно меньше истощенных животных, нежели упитанных. А среди истощенных, что особенно плохо, преобладают молодые особи (сеголетки), которые еще не научились добывать достаточного количества пищи в условиях снежной зимы.

Установлено также, что в лесу волки не позволяют молодым животным полностью реализовать свои физические возможности в состязании на выносливость: загоняют их в глубокий снег, в овраги, на лесные завалы, в ручьи и в полыньи. Это, впрочем, определяется особенностями поведения не только хищника, но и его жертв, а также ландшафтом. И вполне возможно, что при другой структуре обитания ситуация окажется иной.

Н. ГОРДИЮК. Хищничество волка и физическое состояние его жертв - копытных на Южном Урале. "Бюллетень Московского общества испытателей природы. Отдел биологический" том 104, выпуск 3, 1999, стр. 3-9.