КЛИЕНТ ВЫБИРАЕТ МАСТЕРА, ИЛИ ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ, ОТПРАВЛЯЯСЬ В РЕМОНТНУЮ МАСТЕРСКУЮ

М. ДМИТРИЕВСКИЙ, заместитель директора Дома быта в Новокосине (Москва).

Наука и жизнь // Иллюстрации

Ритм и качество жизни человека во многом зависят от домашних помощников. Для большей части населения горничные и дворецкие существуют лишь в телесериалах, обычным же людям помогает жить бытовая техника, купленная в магазине или на рынке в зависимости от того, каков семейный бюджет и представления о качественных вещах. Со временем эти предметы становятся просто незаменимыми. И когда, например, берет отпуск по "состоянию здоровья" любимый трудолюбивый пылесос, сердце обливается кровью не только у его непосредственной хозяйки. Мысль: "А может, он совсем того, умер?" - заставляет вздрогнуть и главу семейства тоже.

В домах служат и другие приборы "первого ранга": Царь - холодильник, Лучший друг - телевизор, Кормилец и Партнер - компьютер. Гибель или длительное бездействие любого из них ставит мир и покой людей под угрозу. А по шкафам и полкам расселилось множество мелких машинок, инструментов и приспособлений, может быть, не столь важных, как предыдущие четыре гиганта, но и их поломка способна серьезно испортить настроение. Никогда не забуду слез девушки со сломанным феном, объяснявшей мне, что, если через полчаса она не уложит волосы, ее непременно бросит прекрасный принц.

Чем многочисленнее семейство домашней техники, тем больше мы от него зависим. Увы, ничто не вечно, рано или поздно тот или иной прибор выходит из строя, и владельцу приходится отдавать его в ремонт. Как же сделать вынужденный поход в мастерскую наиболее продуктивным и приятным?

Нет такого специалиста, который может починить абсолютно все. Настройщик пианино спасует перед мотокультиватором, а электронщик не подлатает сапоги. Мастера сами часто оказываются в роли клиентов, а вот клиенты довольно редко представляют себе ход мысли человека, которому предстоит ремонтировать испортившийся прибор. Чтобы избежать неоправданных ожиданий, к ответственному шагу необходимо подготовиться.

Обнаружив поломку, как говорится, "определитесь": ремонтировать самому или отнести в мастерскую. К сожалению, клиенты нередко пытаются применить последовательно оба варианта, разбивая первый на несколько стадий: сначала прибор чинит папа, потом сосед, затем несут на работу и только потом обращаются к специалисту. Метод "бабка за дедку, дедка за репку" - не самый лучший, потому что репкина ботва отрывается, и мышка уже не в силах помочь. Так и до мастера порой доходит не агрегат, а мешочек деталей, да и то не полный их комплект.

Рекомендую потенциальным клиентам следующий примерный порядок действий.

Найти мастерскую, оказывающую нужную вам услугу. На помощь придут рекламные листовки, газеты, Интернет, друзья и личная наблюдательность. Если мастерская близко, а пострадавший прибор не велик и не тяжел, можно сразу захватить его с собой. Если же мастерская далеко, для начала позвоните туда и внятно объясните, чем вы недовольны: гремит, искрит, погнуто… Строить гипотезы вроде: "Там, наверное, щетки надо заменить" или "Я думаю, там что-то открутилось" - не нужно.

Полезно уже в разговоре по телефону выяснить примерную стоимость и длительность ремонта. Понятно, что точные данные будут только после осмотра вашего прибора. Сразу же выясните, детали покупает владелец или они имеются в мастерской. Если можно выбирать, обращайтесь туда, где есть детали. Всегда существует риск купить самостоятельно не то и не того качества. Оплачивая всю процедуру ремонта, включая детали, вы получаете полноценную гарантию, а в случае новой поломки всегда сможете добиться ее бесплатного исправления.

Квитанцию надо брать всегда, даже если вы покидаете мастерскую на пять минут. В нашей практике был случай, когда, сдав пылесос, клиент вышел за сигаретами на 15 минут, а вернулся через два года. Оказывается, за это время его арестовали. К счастью, квитанцию он не потерял и, отбыв заключение, получил свой пылесос. Расчет на то, что мастер запомнил клиента, чаще всего не оправдывается. На вопрос: "Вы меня помните?" наиболее частый ответ такой: "К сожалению, нет, разрешите взглянуть на квитанцию?". Свою работу еще можно опознать, а дату, когда она была выполнена, нет, поэтому о гарантийном сроке, не имея на руках документа, говорить не стоит. Внимательно следите за правильным и разборчивым заполнением квитанции. На время ремонта она будет единственным документом, гарантирующим возврат вещи в должном виде. Перед тем как ставить свою подпись, внимательно прочитайте все заполненные графы и выясните, почему остались пустые, если такие будут. При невозможности разобрать почерк попросите переписать, в крайнем случае заполните квитанцию сами. Глупых вопросов тут не бывает, выясните все, что вас интересует, только потом подписывайте.

Как ни странно, от прейскурантов, вывешенных на видном месте, клиенту пользы мало. Там множество пунктов, в значении которых может разобраться только специалист. Это относится и к стоматологии, и к автосервису, и ко многому другому. Поэтому не торопитесь. Пусть мастер не спеша определит цену и впишет ее в документ. Если он что-то прозевал, не учел, пусть сам своим трудом и расплачивается. Уважающие себя фирмы так и поступают.

Далеко не все вышедшие из строя приборы стоит нести в ремонт. Ремонт дешевой вещи не всегда также дешев. Даже после починки "дешевка" остается низкопробной подделкой и в скором времени обязательно подведет. Купив где-нибудь "такой доступный по цене" чайник, подождите радоваться своей практичности, увидев похожий, но в два, а то и в три раза более дорогой. Разницу в цене определяет не дизайн: у дорогого ресурс измеряется годами, дешевый рассчитан на пару месяцев, ремонт его нецелесообразен, так как стоит дороже самого прибора. В этом случае не надо обижаться на мастерскую. Чинить прибор, при изготовлении которого сэкономили буквально на всем, сложнее, чем нормальный, "породистый" аппарат.

Не стоит сдавать в ремонт электробытовые приборы старше пятнадцати лет отроду. Деталей для ветеранов не просто нет, а давно уже нет.

Вот на что примерно следует ориентироваться.

Срок разумного пользования детской коляской - максимум два ребенка. К тому же надо учесть: на втором сроке ремонт потребуется непременно и будет весьма недешев.

Для отечественного велосипеда рубежом является семилетний возраст. Цены на ремонт умеренные, детали есть практически все.

Импортные велосипеды делятся на две группы. Дорогие и десяток сезонов не убьет, они подвергаются и ремонту и модернизации. Очень редко приходится тащить их домой на себе, неисправность проявляется постепенно, всегда можно заменить дефектную деталь до ее полной поломки. Такие же на вид, как дорогие, но вдвое, вчетверо дешевле, ломаются в первый же сезон; цена ремонта сопоставима с покупкой нового велосипеда.

Ремонт люстр и настольных ламп вполне оправдывает ожидания. Во-первых, при замене патронов и проводов осветительный прибор приобретает надежность нового светильника. Во-вторых, освещение - деталь интерьера. Чтобы он не нарушился, несравненно проще и дешевле починить, например, любимый торшер, чем поменять всю мебель.

Рекордсменами долголетия, безусловно, стали швейные машины. Прямострочные подольские машины работают, ремонтируются и снова работают многие десятки лет. Зингеровские - легко перешагивают вековой рубеж. Естественно, все это относится только к тем машинам, на которых не зарабатывали деньги, гоняя их по шестнадцать часов в день.

Теперь коснемся некоторой домашней "мелочи". Ножи и топоры нередко приходится нести в заточку сразу из магазина. На топорах часто есть наклейка "специальная заточка", однако, взглянув на острие, можно подумать, что точили валенком.

Если ваш нержавеющий нож дороже 600 рублей, следующие замечания можете пропустить. А именно: нержавеющие ножи в большинстве остаются острыми очень недолго. Разумно обращаться в мастерскую раз в полтора-два месяца, а в промежутках подтачивать роликовой точилкой или мусатом. Точить нержавейку бруском не стоит. Если в хозяйстве остались ржавеющие ножи, их тоже стоит периодически подтачивать: после заточки только они могут тонко нарезать копченую колбаску или лимон вместе с семечком.

Особо стоит поговорить о "нетипичной" работе. Предположим, сломалась механическая часть дивана или необходимо чуть уменьшить по ширине и высоте полку, купленную в магазине по ошибочной мерке. Таких специализированных мастерских или нет, или вы не смогли их найти. Значит, придется обратиться в заведение другого профиля, где есть необходимая производственная база и мастера согласны выполнить нужный заказ. Конечно, подобная работа не может быть дешевой. Мастеру предстоит заменить собой целый заводик - стать конструктором, технологом, снабженцем, станочником, сборщиком и еще много кем в одном лице. В таких случаях цена определяется в часах, затраченных на исполнение заказа. Раздумья - тоже рабочее время. Цена нормо-часа редко бывает меньше 300 рублей. И не надо удивляться, в автосервисе она больше 600 рублей, а в кресле стоматолога не меньше 1000. Высококвалифицированный труд дорог везде и всегда, независимо от рода работы. И еще. Обращаться с просьбой о штучной работе нужно только тогда, когда найти необходимую деталь совершенно невозможно. Изготовленная по заказу мелочь будет в десятки раз дороже выпущенной на конвейере.

А в заключение позволю себе посоветовать: даже если что-то вдруг сломается, не слишком огорчайтесь. Подавляющее большинство домашней утвари чинится. Совершенно точно, не стоит портить отношения с самыми близкими людьми из-за неодушевленных предметов. Восстанавливать добрые отношения не в пример труднее, чем ремонтировать любой механизм.

См. в номере на ту же тему

Закон о защите прав потребителей (извлечения).

Читайте в любое время

Другие статьи из рубрики «Советы специалиста»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее