КАК ВЕРНУТЬ МИЛЛИОН?

В. ПЕТРАКОВ.

Как возвращают в Россию похищенные культурные ценности? Какие меры необходимо принимать в случае кражи произведений искусства из государственных музеев и частных коллекций? На эти и другие вопросы нашего специального корреспондента А. Т. Калинина отвечает начальник Управления по сохранению культурных ценностей Федеральной службы "Росохранкультура" В. В. Петраков.

Виктор Васильевич Петраков в служебном кабинете. Май 2006 года.
Икона 'Богоматерь Одигитрия Смоленская с клеймами земной жизни'.
Иконы 'Воскрешение Лазаря' (слева) и 'Вход в Иерусалим'. 1640-е годы, 55х86 и 52х86 см. Темпера, доска, Ярославский государственный историко-культурный и художественный музей-заповедник.

- 22 января 2006 года Президент России Владимир Путин передал Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II вернувшуюся на родину икону "Богоматерь Одигитрия" *. До этого она находилась в частной английской галерее. Расскажите, пожалуйста, об истории возвращения подробнее.

- В 1994 году из музея города Устюжна Вологодской области похитили девять икон XVI-XVII веков, в том числе икону "Богоматерь Одигитрия Смоленская", о которой шла слава как о чудотворной. К счастью, имелись хорошая фотография иконы и описание. В 1995 году, уже после кражи, ее опубликовали в книге А. А. Рыбакова "Вологодская икона" в черной траурной рамке. Данные об иконе отправили в Интерпол, имелись они и у нас. Видимо, в данном случае главную роль в обнаружении краденой иконы сыграла книга Александра Александровича. Она широко известна антикварам и коллекционерам икон как в России, так и за границей. В 2005 году, через одиннадцать лет после кражи, немецкий антиквар Томас Мёниус увидел изображение иконы из Устюжны в каталоге английской частной галереи. Когда человек видит краденое и молчит, он становится соучастником преступления. Поэтому господин Мёниус сообщил российским коллегам о своей находке. Узнав об этом, мы немедленно связались с хозяином английской галереи господином Темплом. Убедившись на основе представленных нами материалов, что икона краденая, он тут же выразил желание вернуть ее, даже не ставя вопрос о возмещении убытков, которые при этом понес.

В связи с этим хочу рассказать еще одну историю. Она началась сентябрьской ночью 1989 года в Ярославле. Трое злоумышленников проникли в церковь Рождества Христова, находящуюся на территории местного музея, и похитили из иконостаса шесть икон, которые хранились там 350 лет, со времени постройки храма в XVII веке. Преступников поймали, но они успели сбыть краденое в Москве. В 1996 году наш соотечественник Владимир Карпович Рощин увидел и купил их в Германии, еще не зная, что иконы краденые. Прошло семь лет. В 2003 году, читая 16-й номер журнала "Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования", в рубрике "Департамент по сохранению культурных ценностей разыскивает" Рощин увидел изображение шести икон, похищенных в Ярославле. По всем признакам они совпадали с теми, что он приобрел в Германии. Не желая быть владельцем украденных ценностей, Рощин принял единственно верное в этой ситуации решение - вернуть иконы в их родную церковь. Эксперты не сомневаются, что стоимость шести икон на мировом рынке превышает миллион долларов.

- Этот пример свидетельствует, что не всякая утрата невосполнима. А значит, есть надежда, что украденные вещи можно вернуть, если знать, как это сделать. Ваша Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия имеет автоматизированную поисковую систему ЭРПАС, в которой регистрируются похищенные культурные ценности. Предположим, произошло ограбление музея в небольшом городе (как это было в Устюжне). Ясно, что дирекция заявит в милицию и местные органы правопорядка начнут расследование. Посоветуйте, в каких случаях и на каком этапе дирекция музея или правоохранительные органы могут или должны обратиться в вашу службу?

- В соответствии с приказом министра культуры № 108 от 03.12.2004 года учреждения культуры в трехдневный срок с момента обнаружения пропажи сообщают нам экстренную информацию по телефону (495) 628-56-61 или по электронной почте podmazo@rosohrancult.ru . В течение десяти рабочих дней с момента обнаружения пропажи учреждения культуры направляют в Росохранкультуру подробную информацию в письменном виде. Мы принимаем сведения о пропажах независимо от времени хищения и даже при отсутствии полных данных. Этим мы отличаемся от Интерпола, который регистрирует похищенное только при условии предоставления исчерпывающего объема информации о похищенных предметах и отказывает в помощи, если нет ответа хотя бы на один вопрос их анкеты. В частности, регистрация в Интерполе невозможна без предоставления качественных изображений культурных ценностей.

- Какие документы необходимо подготовить для включения похищенного в систему ЭРПАС? Как быть, если отсутствует фотография предмета?

- Экстренная информация включает в себя изображение (при наличии) и наименование культурных ценностей с указанием автора и времени создания. Полная информация содержит копию акта о происшествии, фиксирующего обстоятельства пропажи, и подробное описание с полным наименованием культурной ценности, указанием автора (школы, эпохи), времени создания, материала, техники, размеров, обозначений, сведения о публикации и другие учетные данные. При отсутствии изображения нужно представить визуальное описание, а при наличии черно-белого изображения - описание основной цветовой гаммы. Необходимо указать состояние сохранности и особые приметы: надписи, подписи, клейма, пометки, экслибрисы и др.

Обращаю внимание, что сообщать необходимо о пропаже любых культурных ценностей, независимо от их денежной оценки.

- Распространяется ли этот порядок на культурные ценности, похищенные у физических лиц или частных организаций? В чем отличия?

- Хороший вопрос. Мы не делаем различия и с одинаковым рвением беремся за возврат культурных ценностей частным лицам и государству, корпоративным клиентам и общественным организациям. Степень нашего отношения не меняется, ведь, независимо от формы собственности, культурные ценности похищены у России.

- Рассмотрим другую ситуацию. Музей или коллекционер собирается приобрести или уже приобрел произведение искусства и хочет убедиться, что оно не краденое. Какие для этого есть возможности?

- Вопрос актуальный, необходимый. Информационная система ЭРПАС, в которой регистрируются похищенные культурные ценности, готова помочь любому, кто к нам обращается. Можно позвонить по указанному выше телефону и задать вопрос, получить устную консультацию. Напишете письмо - ответим письменно. Быстро и бесплатно.

- В 1997 году из музея "Александровская слобода" во Владимирской области украли очень редкую по своему исполнению "трехликую" икону. 17 апреля 2003 года по телеканалу "Евро Ньюс" передавали репортаж с художественной выставки. Сотрудники музея в городе Александрове увидели в одном из телесюжетов икону, очень похожую на похищенную. Музей пытался и пытается отыскать показанную икону через телекомпанию и автора репортажа, но пока безрезультатно.

- Мы уже направили в "Евро Ньюс" запрос с просьбой прислать соответствующий видеоролик. Думаю, что в ближайшее время мы разберемся, та это икона или другая.

- Как следует из названия вашей организации, она служит высокой цели - сохранению, а нередко и спасению предметов истории и культуры нашей родины. Какую помощь в этом благородном деле могут оказать средства массовой информации?

- Девяносто процентов возвращаемых предметов культуры находят благодаря оповещению общественности о пропавших ценностях, в первую очередь - антикваров, организаторов аукционов, коллекционеров. Любая информация о похищенном, особенно публикация изображений, помогает в розыске. Нередко приходится сталкиваться с тем, что руководство музеев препятствует распространению информации о пропаже, скрывает ее. Делается это не потому, что музейщики замешаны в краже, а из боязни повредить репутации музея, да и своей собственной. В этих случаях нужно помнить, что горечь от пропажи пройдет, а совесть очистится только тогда, когда сделаешь все, что в твоих силах, чтобы вернуть России утраченное богатство.

Хочу еще обратить внимание, что подавляющее большинство культурных ценностей, хранящихся в наших музеях, архивах и библиотеках, не сфотографированы и изображения их не опубликованы. Распространено мнение, что первую публикацию о предмете, хранящемся в музее, могут делать только сотрудники данного музея. При этом упускается из виду, что единиц хранения в музее - тысячи, а сотрудников - ограниченное количество. Я бы советовал директорам музеев не препятствовать обращающимся к ним ученым-историкам, искусствоведам, краеведам, писателям и журналистам, которые хотят опубликовать фотографии предметов из запасников, при условии, что они передадут музею выполненные изображения и тексты своих публикаций. Впрочем, это даже не совет. В соответствии со статьей 44 Конституции России "каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям".

Заключительный комментарий нашего корреспондента.

Наибольшее впечатление при посещении Управления по сохранению культурных ценностей на меня произвела царящая там деловая и одновременно дружеская атмосфера. Кажется, впервые в жизни я увидел чиновников, занятых не обсуждением и продвижением документов, а разбором событий, анализом фактов и выполнением собственных решений. Чиновников, для которых деловая бумага - не содержание и цель труда, а лишь подсобный, необходимый инструмент в работе. Возможная причина этого - постоянное чувство полезности и важности дела, которым они заняты. Только за прошлый, 2005 год этому дружному коллективу удалось разыскать и вернуть более 200 похищенных произведений искусства на сумму, превышающую 50 миллионов рублей.

Комментарии к статье

*Одигитрия, в переводе с греческого путеводительница, наставница, - тип православной иконы, на которой Богоматерь держит на руках младенца Иисуса. Жестом правой руки она указывает на своего Сына, как бы призывая верующих следовать по пути, им открытому и завещанному людям.

См. в номере на ту же тему

М. РЫБАКОВА - "Трехликая" икона.

А. АРАЛИНА - Три в одном и два в одном

Читайте в любое время

Другие статьи из рубрики «Интервью»

Детальное описание иллюстрации

Икона 'Богоматерь Одигитрия Смоленская с клеймами земной жизни'. Начало XVI века. 97,5x127,5 см. Темпера и позолота на дереве. В настоящее время икону можно увидеть в Москве в храме Христа Спасителя, справа от алтаря. Фото из книги: А. Рыбаков 'Вологодская икона. Центры художественной культуры земли Вологодской XIII-XVIII веков'. Москва, 1995 год.
Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее