БАБОЧКИ-БРАЖНИКИ

Л. ТРЕЙВАС

Наука и жизнь // Иллюстрации

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

На вопрос читателя, увлеченного натуралиста-любителя, а таких немало в самых разных уголках России, отвечает Л. ТРЕЙВАС, фитопатолог Главного ботанического сада РАН.

На присланных в редакцию снимках действительно запечатлены личинки бражника. Представители семейства Бражников - Sphingidae широко распространены на юге нашей страны, однако некоторые виды встречаются и в Нечерноземной зоне. В основном это крупные бабочки с узкими длинными крыльями и толстым веретеновидным телом. Размах крыльев достигает 60-70 мм, а у тополевого бражника - даже 90 мм. В год развивается одна генерация. В конце мая - начале июня вылетают бабочки, которые в сумерках парят над цветами и своими длинными хоботками высасывают нектар. Бабочки откладывают яйца, из которых отрождаются личинки - гусеницы, очень крупные, толстые, без каких-либо волосков и обычно ярко окрашенные. У всех гусениц, как правило, на конце тела имеется рог. Если рога нет, то на 8-м брюшном сегменте сверху видны острый выступ, кожистая площадка или глазчатое пятно.

В "Определителе насекомых по личинкам" (Москва, 1972 г.) Б. М. Мамаев описывает гусениц 16 видов бражников, у большинства из которых окраска сильно варьирует. Так, например, у бражника Мертвая голова гусеницы могут быть зеленоватые, светло-желтые, реже - серо-бурые, но все они имеют изогнутый S-образно рог. Определение видов основано на наличии или отсутствии рога, на его форме или окраске. На иван-чае и подмареннике могут питаться гусеницы нескольких видов.

БРАЖНИК ПОДМАРЕННИКОВЫЙ - Celerio galii Rott. Гусеницы с желтоватой продольной спинной полосой, которая не всегда хорошо выражена. Тело темно-зеленое, с крупными желтыми с черной каймой боковыми пятнами и красным рогом.

БРАЖНИК ВИННЫЙ СРЕДНИЙ - Deilephila elpenor L. Яркие глазчатые пятна имеются на боковых сторонах 1-2-го брюшных сегментов. Гусеницы бурые, реже - зеленые, с широким и коротким черно-бурым рогом.

БРАЖНИК МАЛЫЙ РОЗОВЫЙ - Deilephila porcellus L. Рога нет, но на конце тела имеется острое возвышение. Гусеницы серо-бурые, реже - зеленые, с черными глазчатыми пятнами на боковых сторонах заднегруди и 1-2-го брюшных сегментов.

БРАЖНИК ЗУБОКРЫЛЫЙ - Proserpinus proserpina Pall. На 8-м брюшном сегменте на месте рога имеется почти не возвышающееся глазчатое пятно. Гусеницы бурые, с черным рисунком и черными продольными полосами. Дыхальца желтые, с голубым ободком.

На ваших слайдах гусеницы имеют короткий широкий бурый рог и по два больших ярких глазчатых пятна на боковых сторонах 1-2-го брюшных сегментов. Вероятно, это БРАЖНИК ВИННЫЙ СРЕДНИЙ. Гусеницы бражников питаются листьями тех растений, на которых живут, но не считаются опасными вредителями.

К сельскохозяйственным вредителям относят только БРАЖНИКА ГЛАЗЧАТОГО - Smerinthus ocellatus L, гусеницы которого объедают листья яблони и могут нанести значительный ущерб деревьям. Если заметите в саду зеленых гусениц с беловатыми точками и беловатыми косыми боковыми полосами, а также с сине-зеленым рогом и двумя желтыми полосками на голове, то лучше от этого вредителя избавиться.

Окукливаются гусеницы и перезимовывают в почве. Вылет бабочек приходится на начало лета, и, если повнимательнее понаблюдать за растениями иван-чая в июне, можно увидеть не только самих бабочек, но и то, как они откладывают на иван-чай яички. Портреты гусениц старшего возраста вы уже имеете, так попробуйте сфотографировать и бабочку.

Мне, например, в 1999 году на садовом участке на той же станции Покровка встретилась бабочка БРАЖНИКА ТОПОЛЕВОГО - Laothoe populi L, живущего на тополе, осине и иве. А отродился он из куколки почему-то в моей тепличке с перцами. И такое бывает у бражников.

"Определитель насекомых по личинкам", упомянутый мною, попытайтесь найти в библиотеке.