НЕАНДЕРТАЛЕЦ НАМ НЕ ПРЕДОК

Почти полтора века не угасает интерес к неандертальцам - тем существам, останки которых были впервые найдены в 1856 году в долине Неандерталь близ немецкого города Дюссельдорфа. Череп неандертальца оказался массивным и как бы сжатым сверху: лоб "убегал" назад, а подбородок отсутствовал вовсе. Зато объем мозга был большим, чем у среднего современного человека. Неандерталец владел огнем, сооружал убежища и хоронил умерших.

Останки большей части найденных в Европе неандертальцев специалисты относят к так называемому классическому типу, обитавшему 30-70 тысяч лет назад. А до этого существовали "атипичные" неандертальцы с меньшим объемом мозга, но и с менее архаическим строением черепа. Предполагается, что они были предками "классических" неандертальцев и потомками еще более древних гейдельбергских людей (около 400 тысяч лет назад).

Специалисты давно предполагали, что "классический" неандерталец - это тупиковая ветвь развития эволюционной линии, ведущей к современному человеку, и недавно эта точка зрения получила подтверждение. Проведенный в 1997 году генетический анализ митохондриальной ДНК современного человека, шимпанзе и выделенной из кости "классического" неандертальца дал интересные результаты. Оказалось, что генетические различия между неандертальцем и человеком в три раза больше, чем между представителями нынешних расовых групп, и всего вполовину меньше, чем между человеком и шимпанзе.

По этим данным рассчитано, что эволюционные пути неандертальца и человека разошлись 555-690 тысяч лет назад, и что произошло это, следовательно, еще в Африке. Лишь 100-120 тысяч лет назад, по мнению многих антропологов и генетиков, современный человек мигрировал в Переднюю Азию, а оттуда - 35-40 тысяч лет назад - в Европу. До этого там не было Homo sapiens, а через 10 тысяч лет после этого не осталось неандертальцев.

А. ЗУБОВ. Неандертальцы: что известно о них современной науке? "Этнографическое обозрение" № 4, 1999 г., стр. 67-83.