КТО НАД НАМИ ВВЕРХ НОГАМИ?

Наука и жизнь // Иллюстрации

В одной из лабораторий Института биологии развития при немецком научном обществе им. Макса Планка изучается строение лапок насекомых. Что позволяет им уверенно передвигаться по гладким и скользким поверхностям даже "вверх ногами"?

Маленького жучка-листоеда весом 30 - 40 миллиграммов крутят, как космонавта, на центрифуге со скоростью до 3000 оборотов в минуту. При этом его вес увеличивается в 20 раз. Диск центрифуги можно менять, ставя материалы с разной структурой поверхности и шероховатостью, но даже на стекле жучок держится при скорости до 2000 оборотов в минуту, и центробежная сила его не сносит. Это объясняется особым строением "подошв" его лапок и железами, выделяющими клейкие секреты.

На снимках, сделанных с помощью электронного микроскопа, показаны многообразные варианты шипов и зацепок на лапках разных видов насекомых. Исследователи надеются, что со временем им удастся создать материалы с такой структурой поверхности, на которых не удержится ни одно насекомое. И тогда потеряет смысл детская загадка, приведенная в заголовке этой заметки.

Другие статьи из рубрики «Фотоблокнот»