ПОЛЯРНАЯ ЭСТАФЕТА

Кандидат исторических наук П. ЧЕРНОСВИТОВ, сотрудник Шпицбергенской археологической экспедиции РАН.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Издательство "Молодая гвардия" выпустило книгу о выдающемся исследователе Русского Севера, отважном путешественнике Владимире Александровиче Русанове. (В. Корякин. Русанов. - М.: Молодая гвардия, 2005. - Сер. ЖЗЛ.)

Полярник-гляциолог, положивший несколько десятков лет жизни на изучение ледников Арктики, написал книгу о полярнике-первопроходце и первооткрывателе многих из этих ледников, а рецензирует книгу полярник-археолог, более двух десятилетий изучающий памятники первопроходцев-поморов на Шпицбергене. Иначе говоря, и герой книги, и писатель, и рецензент - люди пристрастные, неравнодушные к Арктике. Все трое точно знают по собственному опыту, что Арктика - место, где каждое научное открытие дается помимо обязательных в науке интеллектуальных усилий еще и большими волевыми и физическими усилиями. И для автора, и для рецензента Владимир Александрович Русанов (1875-1913?), погибший в Арктике при попытке решения одной из научных задач, действительно герой.

Существует общепринятое и широко распространенное мнение, что в Приполярные зоны планеты - как Арктику, так и Антарктику - идут (когда идут добровольно) и плодотворно там трудятся люди вполне определенного характерологического склада - "героического", как принято говорить, то есть сильные телом и духом, упорные, целеустремленные, смелые, выносливые.

С "младых ногтей" отягощенный в глазах государственной российской власти причастностью к революционной деятельности герой книги был выслан из родного Орла в Вологду. По окончании ссылки получил официальное разрешение на выезд за границу вместе с семьей для продолжения образования. Еще будучи формально студентом Сорбонны, Русанов фактически становится руководителем полярной экспедиции, что помогает ему проявить исследовательскую инициативу и получить вполне значимые научные результаты, опубликовать их в престижном французском научном издании. Затем российские власти помогают Русанову найти средства для организации собственной исследовательской экспедиции. Результаты экспедиции поставили его в один ряд с признанными полярными исследователями.

Наконец, - и это становится венцом его "полярной карьеры", но, увы, и ее трагическим концом - российские власти предлагают ему возглавить одну из государственных полярных экспедиций, выделив на нее вполне приличные денежные средства. У этой экспедиции есть официально объявленная программа, которую Владимир Александрович берется выполнить. Но уже при подготовке экспедиции становится очевидным, что его собственные научные планы много шире, чем официально объявленные. Успешно завершив программу на Шпицбергене, он вдруг на своем судне объявляется у полярной станции Маточкин Шар на Новой Земле, радирует на материк о завершении официальной части исследований и сообщает, что отправляется в плавание вокруг Новой Земли с целью поиска пути на восток через северную часть Карского моря. Экспедиция Русанова на судне "Геркулес" уходит в дальнейшее плавание и... исчезает навсегда. Подробности этой трагедии неизвестны до сих пор.

Русанов показал себя прекрасным организатором, о чем можно судить по всем его предыдущим экспедициям, подробно описанным в книге. Кроме того, это был человек не только расчетливый, но и коммуникабельный, готовый на контакты и умевший их наладить в любой среде. Он, например, быстро нашел общий язык с новоземельскими ненцами, что во многих случаях способствовало успехам его экспедиционных работ. Но ему не присущ потребительский подход к аборигенам: он дружит с ними, а наиболее талантливого из них - Тыко Вылку - "выводит в большие люди".

И все-таки, несмотря на все свои блестящие качества, Русанов, полный сил и замыслов, гибнет вместе с экспедицией и судном. Почему? Автор книги не дает ответа на вопрос, как и все, кто пытался до него разрешить эту загадку. В одном только он убеждает читателя: Владимир Александрович Русанов ушел из жизни, решая собственными силами сложную исследовательскую задачу.

Русанов - главный герой книги, но не единственный. Много насыщенных событиями страниц уделено российским арктическим исследователям, а точнее - тем из полярников, кто работал в Европейской Арктике. Две главы книги посвящены важнейшим для автора и его героя арктическим архипелагам - Новой Земле и Шпицбергену. Оказались незабытыми "цивилизованные" открыватели и исследователи этих архипелагов и их предшественники-первопроходцы - русские поморы. Причем, обращаясь к столь глубокому хронологическому пласту освоения Арктики, автор привлекает исторические и археологические материалы по периоду поморского освоения обоих архипелагов. Это неудивительно: доктор географических наук Владислав Сергеевич Корякин начал свою полярную деятельность в 1957 году с двухлетней зимовки на Новой Земле. Позднее неоднократно работал на Шпицбергене, плавал Северным морским путем - практически побывал во всех тех местах, где действовал герой его книги, а главное, он широко использовал наблюдения Русанова в своей научной деятельности.

Заключительная глава книги названа символически - "Полярная эстафета". Эстафета продолжается и в наше время и будет продолжаться, пока существуют Российская Арктика и российские полярники.

Читайте в любое время

Другие статьи из рубрики «У книжной полки»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее