ОБИТАТЕЛИ НАШЕГО САДА

Н. ЧЕРНОВА (г. Малоярославец Калужской обл.). Фото В. Вишневского.

Мухоловка-пеструшка.
Славка.
Белая трясогузка.

В дальнем углу сада растет старая яблоня. Она настолько стара, что в ней образовалось глубокое дупло, где поселились скворцы.

Скворцы прилетают рано, и сразу начинаются "выяснения отношений" из-за скворечников. Их на всех не хватает, вот и облюбовали птицы однажды дупло старой яблони. Интересно было наблюдать за самцом, который сидел над дуплом и распевал на все лады, приглашая подругу. Вскоре птиц было уже две, и они деловито начали обустраивать гнездо. Скворцы собирали былинки, соломинки для подстилки в гнезде непосредственно около "своей" яблони, а вот за кормом для птенцов, когда они появились, летали в поле или на дорогу, но не в сад.

Каждый год, весной, в излюбленные места возвращается знакомая нам пара зарянок. У этих маленьких птичек хорошая память - свои гнезда они вьют из года в год в одних и тех же местах. Наблюдая за птицами, узнаешь их привычки. Наши зарянки за лето выводят два потомства, причем каждый раз строят новое гнездо. Первое гнездо располагается около дома, в большом кусте старой жимолости, близость людей ничуть не смущает милых квартирантов кустарника. А какие они действительно милые! Птички малы - меньше воробья, но стройнее его. У самца коричневое оперение, красивая, нежного розового цвета грудка. А вот самочка - невзрачная, маленькая птичка. Зарянки очень дружны, держатся всегда вместе. Самец поет только около гнезда. Песня его простая, но такая нежная и мелодичная! Второе гнездо зарянки строят в зарослях розы-ругозы, и опять самец поет свою несложную, но красивую песню.

В саду живут и другие птицы - трясогузки, синицы, чечевицы, наполняя его веселым щебетом и радостью, но мои любимицы - деревенские ласточки, милые щебетуньи. Они прилетают к нам в деревню в начале мая, всегда до Дня Победы. Прилетают усталые, лохматые, их грудки не белые, а серые. Несколько дней птицы отдыхают, моются, "чистят перышки", а затем приступают к постройке нового гнезда или к ремонту старого, прошлогоднего. У нас знакомая пара ласточек живет уже много лет под крышей старого дома. Они прекрасно знают "своих" домашних животных, доверяют им, но абсолютно нетерпимы к чужим собакам, кошкам, к птицам, оказавшимся в опасной близости к гнезду. Ласточки кричат резко и пронзительно, пикируют на пришельца и успокаиваются только тогда, когда нежданный гость спасается бегством.

Ласточки очень любопытны. Мне не раз приходилось наблюдать, как птицы влетали в дом и осматривали комнату, не обращая на меня внимания. Прошлым летом они свили два гнезда - у птиц было два выводка. Последние птенцы появились на свет поздно, в самом конце августа. Но малыши растут очень быстро, и уже через две недели гнездо было пусто. В это время взрослые птицы и молодняк сбиваются в стаи, готовясь к перелету. "Молодежь" с щебетом резвится в небе, и лишь взрослые птицы время от времени прилетают к своему уже пустому гнезду. В середине сентября все ласточки улетают, становится тихо и немного грустно. С отлетом ласточек заканчивается лето.

Другие статьи из рубрики «Из писем читателей»