ЗОЛОТО АССИРИЙСКИХ ЦАРИЦ И ТАЙНА ИХ ВЛАСТИ

Г. АЛЕКСАНДРОВСКИЙ, По материалам немецкого журнала "Bild der Wissenschaft".

Последнее десятилетие минувшего века принесло археологам, работающим в Ираке, удивительные открытия. Первое. Найдены усыпальницы древнеассирийских цариц с надписями на саркофагах, позволившими историкам по-новому увидеть роль женщин в кругах людей, олицетворявших верховную власть древнего Ассирийского царства. И второе. Клад золотых изделий, обнаруженный в усыпальницах, ничуть не уступает по художественному уровню драгоценностям, извлеченным археологами из гробницы египетского фараона Тутанхамона.

Золотой сосуд (тринадцатисантиметровой высоты) украшен головами змей и львов. Фриз в середине изображает сцены охоты. В верхней части сосуда археологи обнаружили клинописный текст: 'Аталия, хозяйка дворца Саргона, царя Ассирии'.

История древнейших цивилизаций - Ассирии и Вавилонии, - сложившихся некогда на территории, занимаемой ныне Ираком, насчитывает не одно тысячелетие. Не случайно работа археологических экспедиций на этой земле отмечена серьезными открытиями. Об одном из них и пойдет речь.

Приступив к расчистке развалин дворца царей в нынешнем Нимруде (когда-то он был одной из древних столиц Ассирии), иракские археологи случайно обнаружили в полу дворца, покрытом каменными плитами, отверстие. Расчистив его, они увидели свод подземной камеры, оказавшейся усыпальницей: в ней стоял саркофаг с расколотой крышкой, а сам каменный гроб был пуст. Все как будто говорило об ограблении, совершенном еще в древние времена. Но археологи были рады уже и тому, что на крышке саркофага сохранилась надпись, по смыслу похожая на заклятье: "У того, кто потревожит усопшего, его дух не будет принят небесами".

Однако самое большое удивление археологов вызвало имя, начертанное на саркофаге: "Муллиссу-Муканисат-Нинуа". Женское имя! И следующая надпись: "Госпожа во дворце Ассурназирпала, царя Ассирии, не фаворитка, не прислужница". Так впервые исследователи узнали имя одной из ассирийских цариц. Время, в которое она жила, определить было нетрудно, поскольку уже давно составлен перечень ассирийских владык, где приведены годы их правления.

А между тем новые значительные находки еще только ждали иракских ученых. По соседству они открыли вторую камеру с женскими захоронениями, где вечным сном покоились другие ассирийские царицы. Неожиданно ученые натолкнулись на содержимое первого, пустого, саркофага - останки царицы Муллиссу и некоторые ее украшения, сложенные в бронзовый гроб, оказались в соседнем склепе. Такое перемещение, считают ученые, состоялось почти 3000 лет назад, и, по всей видимости, сделано оно не грабителями. Но кем и для чего? Пока это загадка, на которую нет даже и примерного ответа.

Второй такой же гроб содержал кости скелета и похоронные дары. В третьем перед археологами открылся клад: тончайшей работы золотые изделия - корона, чаши, кувшин, множество браслетов для рук и ног, застежки, серьги из сердолика, схваченного золотом, и другие искусно сделанные украшения. Если судить по весу - 23 килограмма, - то найденные сокровища занимают второе место после драгоценностей, извлеченных из гробницы Тутанхамона. Но ведь предметы искусства не оценивают с помощью весов.

Итак, подведем итоги. Всего в Нимруде открыто пять захоронений цариц. Вот их имена и время, в которое они были царицами.

Муллиссу, жена царя Ассурназирпала II, который царствовал в 883-859 годы до н. э.

Яба, жена Тиглатпилезера III, правившего с 744 по 727 год до н. э.

Баниту, жена Салманассара V (время его правления: 726-722 годы до н. э.).

Аталия, жена Саргона II, занимавшего трон в 721-705 годы до н. э.

Только у пятой из цариц, похороненной с такой же роскошью, как и остальные, не удалось установить имени - на саркофаге не оказалось надписей. По мнению немецких археологов, царица умерла, когда ей было 50 или 55 лет.

Наибольшую ценность открытию, как считают исследователи, придает необыкновенная сохранность могил цариц, особенно в сравнении с тем, с чем встречались археологи в склепах ассирийских царей: те попросту оказывались пустыми.

Но главное значение последних открытий все же в другом. До сих пор наука имела дело не с предметами ассирийского быта, а лишь с их изображениями на уцелевших рельефах - хотя и довольно многочисленных. Теперь жизнь высших кругов ассирийского общества обрела конкретные, вещественные формы. Да и о женской половине этого общества прежде ничего не было известно, за исключением упоминания в Библии царицы Савской да одного рельефа, запечатлевшего царя Ассурбанипала с его супругой. Именно поэтому считалось, что женщина в Ассирии не имела никакого веса в обществе. Об этом же как будто должны свидетельствовать и недавние раскопки во дворце Нимруда: могилы цариц находятся далеко от священного города Ассур, где покоятся умершие цари. Однако более обстоятельный анализ надгробных текстов в склепах Нимруда помог установить, что жене царя не только устраивали пышные похороны, но и при жизни она имела высокое положение в иерархии общества. Например, Муллиссу упоминается в текстах с приложением титула, который в переводе означает "хозяйка дворца". Причем этот титул вписан дважды. В первом случае в связи с тем, что она была женой Ассурназирпала II, во втором - как мать следующего правителя, царя Салманассара III. Следовательно, Муллиссу оставалась владетельницей дворца и после смерти мужа - факт, впервые ставший известным современной науке и требующий нового рассмотрения социальной структуры высшего общества древней Ассирии.

Иракские открытия археологов - захоронение цариц и клад, - пополнив и расширив историю древнейшего мира, поставили перед наукой и множество вопросов. Главный из них: где покоятся останки жен других многочисленных царей страны, многие столетия остававшейся ведущей силой Древнего Востока.

Корона (на фото ее фрагмент) словно сплетена из виноградных листьев, украшена раскрытыми коробочками мака и восемью крылатыми фигурками. К нижнему кольцу венца подвешены гроздья винограда из ляпис-лазури. Здесь же ученые прочли надпись: 'Это принадлежит Ябе, хозяйке дворца Тиглатпилезера'.