ЛУНА И ПЛАНЕТЫ В ИЮЛЕ-АВГУСТЕ 2006 ГОДА

А. ОСТАПЕНКО, председатель Московского астрономического клуба.

Так будет выглядеть предутреннее небо во второй половине августа 2006 года.

Длинные-предлинные летние дни, теплые белые ночи, наверное, для всех - долгожданная радость. Но только не для астрономов... Какие уж тут наблюдения, если "одна заря сменить другую спешит, дав ночи полчаса..." Время вынужденного простоя...

Однако вместе с этими мыслями пробивается и надежда: скоро все изменится, на подходе август, а с ним появятся и Млечный Путь, и звездные ночи, и ощущение полноты жизни...

А может быть, и сейчас не так уж безнадежно плохо? Хотя в июле почти всю ночь небо остается светлым, но некоторые самые яркие звезды и созвездия все же видны. Такое время как нельзя лучше подходит для того, чтобы познакомить с ними начинающих любителей астрономии. Забросить в их души первую искру любви к бескрайнему, полному неразгаданных тайн небу.

Взгляните на небосвод. В западной его части видны Регул и Спика - главные звезды созвездий Льва и Девы, над ними выделяется яркий оранжевый Арктур - главная звезда Волопаса. До недавних пор Арктур считали второй звездой Северного полушария, уступающей по блеску лишь голубоватой красавице Веге. Последние измерения с борта космических аппаратов показали, что он, хоть и совсем немного, всего на 0,03m, но превосходит ее по блеску. И теперь не Вега, а Арктур носит "почетное звание" самой яркой звезды Северного полушария.

В южной стороне неба практически нет звезд первой величины, за исключением красноватого Антареса (a Скорпиона), который мы всегда видим почти у самого горизонта. На юго-востоке, уже достаточно высоко, поднялся летне-осенний треугольник, углы которого обозначают Вега, Денеб и Альтаир - главные звезды созвездий Лиры, Лебедя и Орла. Этот треугольник, крупная и заметная фигура, - основной небесный ориентир Северного полушария летом и осенью. К полуночи, а точнее к 1 ч 30 мин ночи (летом на широте Москвы это самое темное время суток), в небе покажутся и более слабые звезды.

В это же позднее время на юго-западе уже поднялся и ярко выделяется светящийся ровным, немигающим светом Юпитер - самая большая планета Солнечной системы, единственная, которая в эти ночи хорошо видна невооруженным глазом.

Незадолго до восхода Солнца на востоке появится Венера, однако она не успеет подняться достаточно высоко до наступления утра и быстро потеряется в лучах светила. И так будет до начала августа. Юпитер виден неплохо. Он движется в восточном направлении. Солнце нагоняет его, хотя нам кажется, что это Юпитер приближается к светилу.

За два месяца, о которых мы здесь говорим, расстояние между Землей и Юпитером увеличится с 724 млн км (4,83 а.е.) до 840 млн км (5,62 а.е.). Следовательно, будут уменьшаться и видимый диаметр планеты-великана - с 40 до 34", и блеск - с -2,2 до -1,9m. Тем не менее чуть сплюснутый полосатый диск гиганта все еще неплохо виден даже в небольшие зрительные трубы и хорошие бинокли. Весь описываемый период планета находится в созвездии Весов.

Венера, которую июль застает в созвездии Тельца (ее блеск -3,9m), оба месяца будет быстро двигаться в восточном (прямом) направлении, словно она догоняет Солнце. Расстояние между ними несколько сократится, но все равно "прекраснейшая из небожительниц" видна по утрам совсем невысоко, из-за чего красота ее как бы завуалирована солнечным сиянием. Через некоторое время планета и вовсе скроется за светилом.

В первых числах августа к Венере ненадолго присоединится Меркурий. Быстрая маленькая планета пройдет между Землей и Солнцем и начнет вслед за Венерой "огибать его справа" и очень скоро, так же как и Венера, исчезнет за светилом. Но перед этим Меркурий быстро набирает яркость (с 2m до отрицательных значений) и сближается с Венерой. 5-6 августа - лучшее время, чтобы отыскать Меркурий на фоне светлого неба. Обязательно воспользуйтесь биноклем. С того времени, когда планеты начинают двигаться в одну сторону, они с каждым днем сближаются, и 10-12 августа их будет разделять всего около 2о! После этого они начнут расходиться, но обе станут приближаться к Солнцу. А это значит, увидеть их с каждым днем будет все сложнее. 20-21 августа Венера и Меркурий сблизятся с Сатурном , но встреча произойдет на фоне довольно яркой утренней зари. Увидеть это явление мало кому удастся.

Теперь проследим за Луной. В отличие от планет наша извечная спутница отличается четко размеренным, цикличным движением. В первые дни июля ее можно увидеть невысоко на юго-западе. Она находится в фазе первой четверти ("половинка", обращенная выпуклостью вправо). В последующие дни Луна пройдет через созвездия Девы и Весов, затем Скорпиона и Стрельца. Путь ее над горизонтом до 10-11 августа лежит очень низко. В ночь с 7 на 8 июля почти полная Луна закроет довольно яркую звезду p Скорпиона. И это можно будет наблюдать, хотя Луна на широте Москвы в это время видна всего лишь в 5-6о над горизонтом. Для тех, кто вооружится оптическим инструментом, явление может оказаться весьма интересным.

Полнолуние наступит 11 июля в созвездии Стрельца. После этого наш спутник начнет подниматься все выше и выше - его путь пройдет по Козерогу, Водолею и Рыбам, где 17 июля и наступит последняя четверть. Под утро 20 июля Луна будет недалеко от Плеяд - красивого звездного скопления, известного в народе как Стожары или Семь сестер. 23 июля она окажется примерно в 5о от Венеры и будет выглядеть очень тонким красивым серпиком. Опытные наблюдатели смогут увидеть их вместе и на следующее утро, после чего Венера окончательно скроется в лучах Солнца. Новолуние наступит 25 июля.

Следующий лунный месяц для наблюдателей начнется 28-29 июля примерно при таких же обстоятельствах, что и за месяц до этого: тонкий серпик, едва появившись на темнеющем небе и не успев толком показаться наблюдателям, уже будет заходить. Первую четверть Луна встретит 2 августа в Весах, недалеко (в 7о) от Юпитера. 4 августа она видна вблизи Антареса, уже знакомой нам главной звезды Скорпиона, а 9 августа, в ночь полнолуния, окажется в созвездии Козерога. В эту и последующие ночи путь Луны по небосводу пролегает уже гораздо выше, чем прежде, - она движется к северу. Последняя четверть, в ночь с 15 на 16 августа, наступит в созвездии Овна. 22 и 23 августа вновь в виде уже совсем тонкого серпика она составит компанию сначала Венере, а затем Меркурию. Это хорошее время для астрофотографов, занимающихся съемкой сближений Луны с планетами.

Не забудьте и о традиционно привлекающем общее внимание явлении - августовском звездопаде - метеорном потоке Персеид. Для наблюдателей Северного полушария это самое популярное из подобных явлений. Теплые, темные и погожие ночи 11-13 августа - традиционное время для наблюдения "падающих звезд" из созвездия Персея. Вы, конечно, знаете, что на самом деле "падающие звезды" - это пылинки, оставленные когда-то кометой Свифта-Туттля. Теперь один раз в год, именно в эти числа, Земля, двигаясь по своей орбите, пересекает ее след, встречается с ними, пылинки сгорают в земной атмосфере, и мы видим множество "падающих звезд".

Другие статьи из рубрики «Любителям астрономии»