БНТИ, 2000, №10

Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации

#1# АВТОМОБИЛЬ НА 14-М ЭТАЖЕ

Серебряных медалей двух международных выставок - Брюссельской (1998) и Женевской (1999) удостоена одна из разработок авиакосмического научно-производственного объединения «Молния» (Москва). Речь идет о механизированной многоярусной стоянке для автомашин, носящей название МАС-251.

Снаружи МАС-251 выглядит как обычная многоэтажка. На самом же деле она представляет собой 14-ярусную металлическую этажерку с двумя лифтами, по обе стороны от которых размещены ячейки хранения. Подъехавший к зданию автомобиль поднимают на одном из лифтов на заданный этаж, а затем перемещают в соответствующую ячейку, где он оказывается надежно укрытым как от дождя и снега, так и от угонщиков.

Все управление системой перемещения осуществляется автоматически - либо оператором, кабина которого расположена на 1-м ярусе, либо самим автовладельцем при помощи специальной карточки.

#2#

Вообще говоря, такого рода стоянки давно используют в ряде зарубежных стран, в частности в Германии и в Южной Корее, но наши, как показала практика, существенно дешевле - по крайней мере, в два раза. К числу достоинств МАС-251 следует отнести бесшумность и экологичность, позволяющие располагать ее в непосредственной близости от жилых домов и даже примыкать к ним. А также - быстроту ее возведения: не более пяти месяцев.

Сегодня в Москве успешно функционируют уже несколько таких стоянок, все они расположены в районах новостроек, где практически не выделяются на фоне других многоэтажных зданий. Для исторического центра столицы такое сооружение, разумеется, непригодно, между тем как снижение количества этажей сразу увеличивает цену каждого машинного места. Дороже обходится автовладельцу и другой разработанный НПО «Молния» вариант для центральной части города - тоже многоэтажный, но подземный, расположен ный в бетонном колодце.

САПЕР С ЭЛЕКТРОННОЙ НАЧИНКОЙ

Надежная и быстродействующая система обнаружения взрывчатых веществ разработана группой сотрудников Отделения ядерной физики и астрофизики ФИАН имени
П. Н. Лебедева, а также ряда московских оборонных НИИ. Система позволяет найти и обезвредить за час 99,6% скрытых взрывчатых веществ любого типа на площади 290 кв. м.

Между тем производительность традиционных способов разминирования ниже во много раз, а их надежность меньше, по крайней мере, на 20%. Причина состоит в том, что большинство применяемых способов нацелено на поиск металлических оболочек мины, а не ее содержимого. И поскольку металлических предметов в земле множество, то существенная часть времени уходит впустую. Что же касается миноискателей для неметаллических мин, то их принцип действия основан на поиске диэлектрических неоднородностей, а значит, и в этом случае число ложных срабатываний оказывается весьма значительным.

Существует, правда, ряд методов, позволяющих обнаруживать само взрывчатое вещество, но один из них можно применять лишь в стационарных условиях, другой - только в закрытых помещениях, третий использует те частоты, на которых слишком велики промышленные помехи, а защита от них обходится дорого, четвертый эффективен лишь на глубине до 20 см. И только пятый, именуемый гамма-конвекционным, всех этих недостатков лишен.

Смысл его состоит в том, что при воздействии гамма-лучами на любые современные взрывчатые вещества (отличающиеся повышенным содержанием углерода и азота) всегда образуются нестабильные короткоживущие изотопы бора В-12 и азота N-12 с периодом полураспада 20 и 11 миллисекунд соответственно. В процессе распада эти изотопы испускают поток вторичных частиц, легко обнаруживаемый детектором.

А через 20 миллисекунд облучение можно повторить, переместив предварительно гамма-луч на другое место, и таким образом постепенно просканировать всю исследуемую территорию.

Уничтожают обнаруженные мины разными способами, но тоже дистанционно, а значит, от непосредствен ного контакта с ними человек полностью избавлен.

Предложенная система окажется полезной как для саперов, так и для спецслужб, а также для таможенни ков. Тем более, что она пригодна для обнаружения не только взрывчатых веществ, но и наркотиков природного происхождения, содержащих углерод.

ГЛИССИРУЮЩИЙ КАТАМАРАН В ПОЛЕТЕ #3#

Гибрид глиссера, катамарана и дельтаплана создан энтузиастами из дельтаклуба Московского авиационно го инстититута (МАИ - Технический университет). Рассчитанный на двух пассажиров этот аппарат способен развивать на воде - в режиме глиссирования - скорость до 70 километров в час. И это при том, что мощность его двигателя не превышает 40 лошадиных сил.

Известно, что глиссер - судно отнюдь не невесомое, между тем как катамаран добавил к весу обычного дельта-плана всего 18 килограммов. Достигли этого разработчики благодаря тому, что сделали поплавки катамарана надувными - из дублированных на случай прокола резиновых камер.

Но каким же образом удалось обеспечить надувной лодке режим глиссирования? Почему она, набирая скорость, не зарывается носом. А потому, что на днище каждого из двух поплавков катамарана установлено два так называемых редана (определенной формы выступа) из полого стеклопластика - один впереди и один сзади. Опираясь на них, подгоняемое воздушным винтом судно набирает нужную скорость, а затем взлетает.

#4#

Испытания показали, что гидромотодельтаплан одинаково устойчив как на воде, так и в воздухе, легко взмывает в воздух и так же легко приводняется, прекрасно ремонтируется и практически непотопляем. Его можно складывать и перевозить на обычном прицепе к легковому автомобилю.

Что же касается применения, то авторы предназначили свое детище просто для катания людей на отдыхе. Но думается, он может оказаться полезным и рыбакам, и врачам, работающим в труднодоступных местах, и рыбной инспекции. А имя ему при рождении было дано экзотическое: «Марлин-марин». Первая часть этого имени отсылает читателя к повести Э. Хемингуэя «Старик и море», где именно так называется преследуемая стариком рыба, а вторая часть в переводе с латыни означает «морская». Впрочем, это имя дано гидромото дельтаплану авансом, поскольку на море он пока не испытывался.


Читайте в любое время

Другие статьи из рубрики «БНТИ (Бюро научно - технической информации)»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее