ХОТИТЕ СТАТЬ МАТЕМАТИКОМ?

Открытый лицей "Всероссийская заочная многопредметная школа" (ОЛ ВЗМШ) при МГУ им. М. В. Ломоносова объявляет прием учащихся на математическое отделение на 2006/2007 учебный год. В лицей может поступить каждый, кого интересуют математика, физика, химия, биология и другие дисциплины.

ВЗМШ существует более сорока лет. В середине 1960-х годов в МГУ и многих других вузах страны появились различные формы работы со школьниками, интересующимися математикой. Однако приспособлены они были главным образом для жителей крупных городов. Чтобы помочь тысячам детей из отдаленных сел и городов найти свой путь к математике, разбудить интерес к занятиям, потребовалась новая форма работы. Такой формой стало заочное, или, как сейчас принято говорить, дистантное обучение. Имея за плечами сорокалетний опыт работы, ВЗМШ прочно вписалась в систему среднего образования России.

Многолетний опыт убеждает, что знания, полученные в ВЗМШ, позволяют успешно поступать в лучшие вузы страны: число выпускников лицея превысило двести тысяч, многие уже защитили кандидатские и докторские диссертации. Однако это не означает, что наша цель - подготовка в вуз: у нас просто интересно учиться. Возможно, нам удастся помочь вам выбрать профессию, найти свое место в мире.

Став учеником математического отделения, вы сможете более глубоко усвоить основные идеи, на которых базируется курс элементарной математики, узнать об увлекательных вещах, часто остающихся за страницами школьных учебников, попробовать свои силы в решении интересных задач, научиться самостоятельно работать с книгой и грамотно излагать свои мысли, поучиться решать олимпиадные задачи. На последнем курсе большое внимание уделяется подготовке к сдаче выпускных школьных и вступительных экзаменов в вузы.

Все поступившие будут получать пособия и другие материалы, специально разработанные для заочного обучения, а также разнообразные задачи для самостоятельной работы, контрольные и практические задания.

Большая часть наших пособий издана массовым тиражом (в том числе за рубежом) и вошла в "золотой фонд" библиотечки физико-математической школы. Сейчас ВЗМШ планирует разработку интерактивных пособий, готовится к работе с учениками через Интернет .

В настоящее время происходят серьезные изменения в школьных программах, вводятся профильные и специализированные курсы. Богатейший опыт ВЗМШ может быть эффективно использован для помощи средней школе, особенно на селе.

Ваши контрольные работы будут проверять и рецензировать преподаватели - студенты, аспиранты и сотрудники МГУ, а также других вузов и учреждений, где имеются филиалы школы. Многие из наших преподавателей в свое время сами закончили ВЗМШ, поэтому особенно хорошо понимают, как важно указать пути исправления имеющихся пробелов в знаниях, порекомендовать дополнительную литературу. Все окончившие ВЗМШ получают дипломы соответствующего образца, которые известны многим учебным заведениям.

Учащиеся частично возмещают расходы на свое обучение.

Можно учиться вместе с товарищами в группе "Коллективный ученик". Такие группы создают в школах, где ученики хотят работать под непосредственным руководством своего учителя по нашей программе. Группа получает из ВЗМШ общее задание, и расходы на обучение делятся между всеми ее членами, а значит, существенно снижаются для каждого из них. Учитель же получает возможность повышать свою квалификацию и на высоком уровне вести факультативный курс.

Для обучения в группе "Коллективный ученик" необходимо только заявление учителя, заверенное подписью директора и печатью школы, и список учащихся (в заявлении также указывается класс, в котором будут учиться дети с 1 сентября 2006 года).

Программа обучения рассчитана на 5 лет, но если вы сейчас учитесь в 6-м классе, то поступаете на 1-й курс, учащиеся 7-го класса поступают на 2-й курс и т. д. Десятиклассники поступают на 5-й курс и учатся по интенсивной программе с упором на подготовку в вуз. При этом поступившим не на 1-й курс будет предложена часть заданий за предыдущие годы.

Если вы хотите учиться индивидуально , нужно выполнить вступительную контрольную работу, помещенную ниже. Для поступления необходимо решить хотя бы часть ее задач (около номера каждой задачи в скобках указано, учащимся каких классов она предназначена, но можно, конечно, решать и задачи, предназначенные учащимся возрастом старше).

Решения задач надо написать на русском языке в обычной ученической тетради в клетку и выслать простой бандеролью, не сворачивая в трубку. Желающие поступить сразу на несколько отделений каждую работу присылают в отдельной тетради. На обложке тетради укажите: фамилию, имя, отчество (ПЕЧАТНЫМИ БУКВАМИ), год рождения, базовое образование (сколько классов средней школы будет закончено к сентябрю 2006 года), полный почтовый адрес (с индексом) и, если есть, электронный адрес. Напишите, откуда вы узнали о ВЗМШ (из журналов "Квант", "Наука и жизнь", из нашего сайта, от друзей и т. п.). Не забудьте указать, на какое отделение хотите поступить (вступительные контрольные работы на все отделения можно найти в журнале "Квант" № 6, 2005 г. и в журнале "Наука и жизнь": на отделения физики и биологии - в № 12, 2005 г., экономики - в № 1, 2006 г.).

Работы направляйте по адресу: 119234, Москва, В-234, МГУ, ВЗМШ, отделение математики, на прием. Срок отправки работ - не позднее 30 апреля 2006 года.

Вступительные работы обратно не высылаются.

Сайт математического отделения в Интернете - http://vzms.relline.ru

Электронный адрес - E-mail: vzms@vzms.relline.ru

ЗАДАЧИ ВСТУПИТЕЛЬНОЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

(Значком * отмечены более трудные, с точки зрения составителей, работы и задачи.)

1 (6-10). От двух круглых бревен одинакового диаметра отпилили по одинаковому куску, и первое бревно стало втрое длиннее второго. После того как от них еще раз отрезали по такому же куску, второе бревно стало короче первого в четыре раза. Во сколько раз первое бревно было вначале длиннее второго?

2 (6-10). Сколько существует пар целых чисел (х; у), таких, что х x у = ?

3 (6-10).Какое наибольшее число полосок размерами 1 x 5 клеток можно выкроить из квадратного листа клетчатой бумаги размером 8 x 8 клеток?

4 (6-10). Стрелок выбивает при стрельбе либо 8, либо 9, либо 10 очков. Сделав более 11 выстрелов, он набрал 100 очков. Выясните, сколько раз и с каким результатом он стрелял.

5 (9-10). Какое наименьшее и какое наибольшее целое значение принимает функция при целых значениях х? Укажите эти значения .

6 (8-10). Точка M расположена вне правильного треугольника ABC так, что угол СМА равен 30°, а угол ВМА равен 45°. Найдите угол АВМ.

7 (6-10). Мальчик Петя начал писать контрольную работу между 10-ю и 11-ю часами, а закончил - между 14-ю и 15-ю часами. Он заметил, что за время его мучений стрелки часов поменялись местами. Сколько было времени, когда он закончил работу?

8 (8-10). Найдите стороны треугольника, если известно, что они последовательные целые числа и что одна из его медиан перпендикулярна биссектрисе, проведенной из другой вершины.

9 (9-10). Решите систему неравенств

10 (6-10)*. На клетчатой бумаге нарисован прямоугольник размерами 11 x 15 клеток (11 строк и 15 столбцов), стороны которого идут по линиям сетки. Некоторые клетки прямоугольника оставлены белыми, а остальные выкрашены в черный цвет, причем в каждой из 11 строк белых клеток больше, чем черных. Верно ли, что хотя бы в одном столбце белых клеток больше?

11 (9-10)*. Сколько решений имеет система уравнений

12 (6-10)*. Семья состоит из А, его жены В и троих детей С, D и E. Известно, что в некоторый момент времени : а) если А смотрел телевизор, то В его смотрела; б) хотя бы один из D и E смотрел телевизор; в) ровно один из В и С его смотрел; г) С и D оба либо смотрели, либо не смотрели телевизор; д) если Е смотрел телевизор, то А и D тоже его смотрели. Кто смотрел и кто не смотрел телевизор?

Желаем успехов и надеемся увидеть вас в числе наших учеников!

Другие статьи из рубрики «Абитуриенту -- на заметку»