НАПОЛЕОН БОНАПАРТ И ЕГО ОКРУЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ ОДНОГО ЭКСПОНАТА

Н. МАЛЫХИНА, старший научный сотрудник Музея-панорамы "Бородинская битва". Фото И. Константинова.

Столешница с фарфоровыми медальонами.
Наполеон Бонапарт (1769-1821).
Наука и жизнь // Иллюстрации
Мишель Ней (1769-1815).
Летиция Рамолино (1750-1836).
Наука и жизнь // Иллюстрации
Иохим Мюрат (1767-1815).
Наука и жизнь // Иллюстрации
Каролина Бонапарт (1782-1839).
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наполеон II (Наполеон Жозеф Франсуа Шарль). (1811-1832).
Жозефина Богарне (1763-1814).
Наполеон Луи (Евгений Людвиг Жан Жозеф) (1856-1879).
Наука и жизнь // Иллюстрации
Евгения Монтихо (1826-1920).
Наполеон III, Луи Наполеон Бонапарт (1808-1873).
Наука и жизнь // Иллюстрации
Мария-Луиза (1791-1847).
Наука и жизнь // Иллюстрации
Люсьен Бонапарт (1775-1840).
Наука и жизнь // Иллюстрации
Полина (Мария-Полетта) Бонапарт (1780-1825).
Летиция Рамолино (1750-1836).
Жозефина Богарне (1763-1814).
Наполеон Бонапарт (1769-1821).

В Московском музее-панораме "Бородинская битва" наряду с давшей ему название знаменитой панорамой Рубо экспонируются изделия декоративно-прикладного искусства. Все они так или иначе напоминают о событиях 1812 года. Каждый предмет достоин отдельного рассказа, но для того, чтобы экспонаты "заговорили", требуются научные изыскания, нередко занимающие несколько лет.

В музее представлена необычная столешница - верхняя часть стола, ножки от которого находятся в частном собрании. Столешница круглой формы (диаметр 45 см) вставлена в позолоченную деревянную раму. В центре, в углублении, на фарфоровой пластине изображен портрет Наполеона I, а вокруг - двенадцать фарфоровых медальонов с портретами родственников французского императора. В результате многолетнего научного поиска автору статьи удалось узнать много интересного о столешнице и изображенных на ней персонажах.

Клеймо на обороте изделия позволило определить место изготовления: Бавария, фирма "Hohenberg". Основанная в 1814 году фабрика принадлежит к крупнейшим немецким фарфоровым производствам.

Все медальоны на столешнице заключены в позолоченные металлические обрамления. Возможно, они скрывают подпись художника, копировавшего оригиналы. Миниатюры выполнены в технике живописи на фарфоре. Высокая температура обжига твердого фарфора позволяет применять для его росписи ограниченное количество красок. Для насыщения цвета, как правило, используются краски кобальтовая голубая или лилово-бурая марганцевая. Чистая свинцовая глазурь усиливает темно-желтый цвет до оттенка медовой дыни, а соединение меди со свинцом дает зеленый окрас. Цветовой гаммой столешницы стали именно эти тона.

Французский император предстает перед нами в темно-зеленом мундире с белыми прямыми лацканами, воротник и обшлага красного цвета. В основу изображения положен известный живописный оригинал Поля Делароша (1797-1856). На миниатюре император изображен не в кабинете дворца, как у Делароша, а на фоне грозового неба.

Других персонажей, начиная с Мишеля Нея, мы представим по часовой стрелке. Рядом с фарфоровы ми миниатюрами помещены живописные и графические портреты, послужившие прототипами при написании миниатюр.

Мишель Ней (1769-1815) - маршал империи (1804), герцог Эльхингенский (1808), князь Москворецкий (1812).

Родился в Эльзасе 10 января 1769 года, в семье бочара. Военную карьеру сделал сам, отважно сражаясь в рядах Рейнской армии. Его лозунгом было слово "долг", а за ним следовало "действие".

Герой многих кампаний и сражений эпохи наполеоновских войн, Мишель Ней был исключительно популярен среди солдат. Он заслужил право именоваться "храбрейшим из храбрых". В 1812 году Ней командовал третьим армейским корпусом Великой армии. За Бородинское сражение император пожаловал ему титул князя Москворецкого. При отступлении французской армии из России Ней прошел с арьергардом от Смоленска до Ковно.

В кампании 1813-1814 годов герцог Эльхингенский принимал участие во всех крупных сражениях. Убедившись в бессмысленности дальнейшего сопротивления, настаивал на отречении Наполеона от власти и принял присягу на верность Бурбонам. Во время Ста дней Ней вновь перешел на сторону императора. Героически сражался в битве при Ватерлоо. 7 декабря 1815 года Ней был предан суду за измену и расстрелян в Люксембургском саду. Похоронен в Париже на кладбище Пер-Лашез.

На столешнице Ней изображен в малой униформе, которую носили в походных условиях. Предположительно, миниатюрный портрет маршала Нея исполнен по оригиналу художника Франсуа Жерара (1770-1837), который писал парадные портреты императорской семьи и государственных сановников. Оригинал датируется 1810 годом.

Летиция Рамолино (1750-1836) - мать Наполеона I.

Мария-Летиция Рамолино родилась в Аяччо, на острове Корсика, 24 августа 1750 года в небогатой дворянской семье. Рано вышла замуж за адвоката Карло Бонапарте. В семье Карло и Летиции было 13 детей, пятеро из которых умерли в младенчестве. Остальным суждено было сыграть важную роль в европейской истории конца XVIII - начала XIX века.

Любимцем матери был Наполеон, будущий великий полководец. В период правления сына (1804-1814) Летиция заняла видное положение при французском дворе. Резиденцией императрицы-матери стал дворец Бриенн, построенный в XVIII веке. После смерти Наполеона августейшая особа поселилась в Риме. Умерла она 2 марта 1836 года в возрасте 86 лет. В 1851 году ее прах был перенесен в кафедральный собор в Аяччо.

На миниатюрном портрете изображена молодая женщина в голубом платье. Туалет дополняют шаль и головной убор в виде тюрбана, декорированного перьями и жемчугом. Миниатюра атрибутирована на основании сравнения с графическим изображением Летиции работы А. Спесса (1806-1855).

Иохим Мюрат (1767-1815) - маршал империи (1804) и Великий адмирал (1805), герцог Бергский и Клевский (1806), король Неаполитанский (1808).

Родился в Гаскони, на юге Франции, в 1767 году. Сын трактирщика, Мюрат в 20 лет записался в конные егеря. С этого времени удача сопутствовала ему. Голубоглазый красавец с угольно-черными волосами обладал бесшабашной удалью. Современники называли его "лихим наездником Европы".

Иохим Мюрат участвовал во всех военных действиях своего времени. В русском походе 1812 года командовал резервной кавалерией Великой армии. В Бородинской битве конница маршала Мюрата была задействована в направлении главного удара, на левом фланге русской армии. В кампании 1813 года участвовал в сражениях при Дрездене и Лейпциге. В январе 1814 года Мюрат изменил Наполеону, подписав соглашение с Англией и Австрией, стремясь сохранить за собой Неаполитанское королевство.

В 1815 году, во время Ста дней, Иохим Мюрат вновь выступил на стороне Наполеона. Когда беглец явился к императору, Бонапарт простил его, однако услугами опального маршала не воспользовался. При попытке вернуть себе неаполитанский престол Мюрат был взят в плен австрийцами и расстрелян по приговору военного суда в октябре 1815 года.

На миниатюре маршал Империи представлен в гусарском мундире, сшитом по индивидуальному образцу. Наполеон так отзывался о своем маршале: "Мюрат был храбр. Пылкостью увлекался он прямо в опасность, притом весь в золоте и с перьями на шляпе, возвышавшимися подобно башне. Только чудо спасало его каждый раз: так легко можно было узнать его по одежде…".

В основе миниатюры - портрет маслом работы Ф. Жерара, экспонирующийся в Версале.

Каролина (Мария-Аннонциада) Бонапарт (1782-1839) - сестра Наполеона I, супруга Иохима Мюрата.

Родилась 25 марта 1782 года. В 18 лет вышла замуж за Иохима Мюрата. В 1806 году была увенчана короной Великой герцогини Клеве и Берга, а через два года стала королевой Неаполитанской. К этому времени у нее было четверо детей. Старший сын Каролины и Мюрата носил титул принца. После гибели мужа в 1815 году Каролина с детьми поселилась недалеко от Триеста. Умерла во Флоренции весной 1839 года.

Каролина Бонапарт изображена на миниатюре в так называемом "костюме паризьен", характерном для эпохи ампир. Розовое платье с глубоким вырезом подчеркивает красивую линию шеи и плеч. Прическу украшает диадема, инкрустированная драгоценными камнями.

Предположительно, оригинал был написан художником Ф. Жераром между 1804 (год коронации Наполеона) и 1813 годами (время наивысшего расцвета стиля ампир).

Наполеон II (Наполеон Жозеф Франсуа Шарль) (1811-1832) - сын Наполеона I и Марии_Луизы, Римский король (титул получил при рождении), герцог Рейхштадтский (1818-1832).

В 1815 году Наполеон Бонапарт отрекся от престола в пользу наследника, однако Наполеон II никогда не правил. Он жил при дворе своего деда, австрийского императора Франца I. Римский король скончался 22 июля 1832 года, не дожив до двадцати двух лет. Похоронен вместе с отцом в соборе Дома инвалидов в Париже. С его смертью династия Наполеона I пресеклась.

Французский поэт и драматург Эдмон де Ростан (1868-1918) посвятил Наполеону II пьесу "Орленок".

На поясном портрете римский король представлен в мундире синего цвета с кружевным отложным воротником. Красная лента через правое плечо и звезда на левой стороне груди - знаки ордена Большого орла Почетного легиона.

В процессе поиска оригинала была обнаружена репродукция портрета Наполеона II с аннотацией: "Римский король в саду Тюильри. 1814 год", художник Жорж Руже (1783-1869). Возможно, Руже - автор копируемого оригинала, но пока это всего лишь предположение. Здесь представлен портрет сына императора, написанный придворным художником Ж.-Б. Изабе (1767 - 1855).

Жозефина (Мари Жозеф Роз Таше де ля Пажери) Богарне (1763-1814) - супруга Наполеона Бонапарта, императрица Франции (1804-1809).

"Милая, несравненная, обожаемая Жозефина, - писал Наполеон своей возлюбленной в 1796 году. - Ты овладела больше, чем всей моей душой. Ты - единственный мой помысел, в сердце покоится твое изображение". Если бы он только мог знать, какой мукой обернется для него эта любовь.

Креолка Жозефина родилась на острове Мартиника 23 июня 1763 года в дворянской семье. В 16 лет вышла замуж за виконта Александра Богарне. После казни мужа осталась с двумя детьми, сыном Евгением и дочерью Гортензией.

9 марта 1796 года Жозефина Богарне вступила в брак с генералом Бонапартом. "Жить для Жозефины!" - так определял он смысл своего существования. Вдали от нее мир казался ему пустыней.

Спустя восемь лет, 2 декабря 1804 года, Жозефина стала императрицей Франции. Коронация состоялась в соборе Парижской Богоматери. "В тот день, - писал Наполеон жене, - когда твое сердце не будет больше мне принадлежать, мир утратит для меня всю свою прелесть и соблазн". Однако интересы Франции и империи потребовали от императора и его супруги разрыва одинаково дорогих для них обоих связей. Не дождавшись рождения наследника, в 1809 году Наполеон развелся с Жозефиной. Она поселилась недалеко от Парижа, в своей резиденции Мальмезон, где когда-то так любил отдыхать Первый консул, уставший от государственных дел.

Любовь к этой женщине стоила Наполеону немало душевных страданий. Прощая измены и обиды, Бонапарт по-прежнему продолжал любить ее всем сердцем. По воспоминаниям графа Монтолона, последними словами, произнесенными императором перед смертью на острове Святой Елены, были: Франция, армия, авангард, Жозефина.

Жозефина умерла 29 мая 1814 года. После ее кончины собрание картин из дворца Мальмезон было приобретено русским императором Александром I, перевезено в Санкт-Петербург и поступило в Эрмитаж.

На миниатюре Жозефина изображена в придворном туалете эпохи Наполеона I. Золотая диадема с драгоценными камнями и вуаль дополняют платье с глубоким декольте. Предположительно, оригинал написан в период, когда Жозефина была официальной супругой Наполеона Бонапарта (1804-1809). Иконографически миниатюра близка гравюре, находящейся в собрании ГИМа.

Наполеон Луи (Евгений Людвиг Жан Жозеф) (1856-1879) - принц империи.

Единственный сын и наследник Наполеона III и Евгении Монтихо, прозванный Лу-Лу, изображен в мундире офицера английских колониальных войск. В 1879 году он участвовал в войне англичан с зулусами в Южной Африке и был убит. Портрет написан незадолго до смерти принца.

В основе миниатюры лежит неизвестный оригинал. Предположительно - портрет работы художника Франсуа Ксавье Винтерхальтера (1806-1875).

Евгения Монтихо (1826-1920) - супруга Наполеона III, императрица Франции (1853-1870), графиня Тебская.

Мария-Евгения-Игнация-Августина родилась в Гренаде 5 мая 1826 года в семье графа и графини Теба. Титул графа Монтихо отец Евгении унаследовал в 1834 году.

30 января 1853 года в соборе Парижской Богоматери состоялось венчание императора Наполеона III с дочерью испанского аристократа - Евгенией, графиней Монтихо. Императрица Евгения установила при дворе своеобразный культ Марии-Антуанетты, разыскивала ее мебель, заказывала копии ее любимых предметов для своих резиденций. Единственным сыном и наследником Наполеона III и Евгении был Наполеон Луи.

После смерти мужа Евгения жила в Англии и Испании. Она пережила своего супруга почти на полстолетия и умерла 11 июля 1920 года в Мадриде в возрасте 94 лет.

На миниатюре Евгения представлена в голубом платье с большим вырезом, обнажающим спину и плечи. На шее - жемчужное ожерелье. Прическа конца 1850-х - начала 1860-х годов: темные локоны закреплены заколкой. Копия миниатюрного портрета императрицы Евгении написана с живописного оригинала Ф. К. Винтерхальтера 1865 года.

Наполеон III (Луи Наполеон Бонапарт) (1808-1873) - французский император (1852-1870), племянник Наполеона I.

Луи Наполеон родился 20 апреля 1808 года в Париже в семье Людовика Бонапарта, брата Наполеона I, и Гортензии Богарне, дочери Жозефины от первого брака. По воспоминаниям современников, Наполеон III был среднего роста, бледный, медлительный. Этот "театральный персонаж" лгал даже тогда, когда молчал. Он обожал мишуру власти, считал себя причастным к сражению при Аустерлице и рядился в одежды генерала.

В декабре 1848 года Луи Бонапарт стал президентом Второй республики, постоянно уверяя всех, что "лучшей гарантией мира может явиться лишь империя". Спустя несколько лет он осуществил задуманное. 2 декабря 1851 года во Франции был совершен государственный переворот, а еще через год Луи Бонапарта провозгласили императором под именем Наполеона III.

Половинчатые реформы, проводимые в стране в период его правления, и бесконечная полоса затяжных войн ускорили гибель империи. В результате войны с Пруссией (1870-1871) французская армия потерпела поражение под Седаном 2 сентября 1870 года. Наполеон III попал в плен. Вторая империя перестала существовать.

Последние годы жизни Луи Бонапарт вместе с семьей провел в замке Чизлхерст близ Лондона, где умер 9 января 1873 года.

В основу миниатюры положен неизвестный оригинал, близкий по типу к парадному портрету маслом работы Ж. И. Фландрена, но в отличие от него - профильный.

Мария-Луиза (1791-1847) - вторая супруга Наполеона Бонапарта, императрица Франции (1810-1814), эрцгерцогиня Австрийская, герцогиня Пармская (1814-1847).

Родилась 12 декабря 1791 года. 6 января 1810 года Наполеон I официально попросил руки австрийской принцессы Марии-Луизы и получил согласие. Брак был заключен 2 апреля в Лувре. Мария-Луиза родила Наполеону сына Наполеона Жозефа Франсуа Шарля (Наполеона II). После смерти Бонапарта вышла замуж за графа Адама фон Нейперга. От второго брака у нее было двое детей. Скончалась в Вене в 1847 году.

Дочь австрийского императора Франца I (1768-1835) изображена в открытом голубом платье, которое дополняют колье и украшение из цветов в волосах. Миниатюра - копия с оригинала Ф. Жерара, датируемого 1813 годом. Портрет хранится в Версале.

Люсьен Бонапарт (1775-1840) - брат Наполеона I, князь Канино (с 1814 года).

Люсьен Бонапарт, возглавляя Совет пятисот, сыграл решающую роль в государственном перевороте 18 брюмера (9 ноября) 1799 года. В результате вся полнота власти была сосредоточена в руках Первого консула - Наполеона Бонапарта, получившего диктаторские полномочия в стране. Люсьен был назначен министром внутренних дел, в 1800-1801 годах находился на дипломатической службе.

В дальнейшем республиканские убеждения Люсьена, а также отказ Наполеона признать его брак с Александриной Блешам стали причинами разрыва отношений между ними. В 1808 году Люсьен уехал в Рим, а оттуда - в Англию. Лишь в 1815 году он вновь предложил свои услуги Наполеону.

На миниатюрном портрете Люсьен Бонапарт изображен в темно-зеленом мундире фрачного покроя, с золотым шитьем по воротнику. Костюм дополняют белая рубашка и галстук, завязанный в стиле эпохи, "согласно надлежащего, достойного положения". Вероятно, оригинал, с которого сделана копия, был написан между 1799 и 1804 годами, во время пребывания Люсьена Бонапарта на посту председателя Совета пятисот и в должности министра внутренних дел.

Полина (Мария-Полетта) Бонапарт (1780-1825) - сестра Наполеона I, принцесса Боргезе.

Родилась 20 октября 1780 года. В 17 лет вышла замуж за генерала Виктора Леклерка. После его гибели стала женой князя Камилло Боргезе. Очаровательная Полина Бонапарт пользовалась успехом в обществе. Среди ее поклонников были актер Ф.-Ж. Тальма, скрипач Паганини, скульптор Канова, запечатлевший ее облик в статуе "Венера-победительница".

Достопримечательностью вилы Боргезе была картинная галерея - собрание произведений искусств великих итальянских мастеров. В 1807 году принцесса Полина и ее супруг получили Гастальское княжество.

Последние годы жизни Полина Бонапарт провела в Италии. В своем завещании она распорядилась похоронить ее в семейной капелле Боргезе в Риме, в церкви Санта-Мария Маджоре.

Миниатюрный портрет Полины Бонапарт передает ее удивительно тонкие и правильные черты лица. Форму головы подчеркивают гладко причесанные волосы, аккуратно уложенные на затылке. Ювелирные украшения: диадема, серьги с богатыми подвесками, ожерелье и брошь - выполнены в классическом стиле. Прическа и одежда позволяют датировать оригинал началом XIX века. Предположительно, в основе данной миниатюры - портрет маслом работы Робера Лефевра (1756-1830), который экспонируется в Версале.

Завершая описания медальонов на уникальной столешнице, мы вновь возвращаемся к портрету "храбрейшего из храбрых" маршала Наполеона - Мишеля Нея, изображение которого среди родственников Наполеона дано отнюдь не случайно. В конце XIX столетия, в 1898 году, потомки "князя Москворецкого" породнились с Бонапартами по линии брата Наполеона I - Люсьена. А это еще раз указывает на то, что столешница была выполнена не раньше 90-х годов XIX столетия.

Роспись и особенности мебели позволили датировать предмет - условно - концом XIX - началом XX века. Это предположение подтвердили искусствоведы и научные сотрудники Государственного исторического музея, Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Музея-панорамы "Бородинская битва", Музея-усадьбы "Останкино", Музея керамики и усадьбы "Кусково XVIII в.", Музея архитектуры им. А. В. Щусева, а также специалисты по мебели и обжигу фарфора.

Возможно, столешница была выполнена в 1904 году по заказу потомков семьи Бонапартов к столетнему юбилею коронации Наполеона I.

Читайте в любое время

Другие статьи из рубрики «Музей»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее