ДЛЯ ПУТЕШЕСТВИЯ НА МАРС

А. ГРИГОРЬЕВ

Система медицинского обеспечения долговременных космических полетов создана и успешно функционирует в Институте медико-биологических проблем РАН. Ее разработка, как сообщает автор статьи - академик РАН, директор института, стала результатом многолетних исследований в периоды длительного пребывания человека в космосе. Особый интерес вызывает эта система сегодня, когда стала уже вполне реальной перспектива пилотируемого космического полета на Марс.

Срок подобной экспедиции предположительно составит около двух с половиной лет, то есть вполне соизмерим с 438-суточным пребыванием в космосе российского врача-космонавта Валерия Полякова (1994-1995). Впрочем, до ее реализации придется решать множество задач, связанных с автономностью полета, с длительным пребыванием в условиях радиации и невесомости, с двукратным воздействием перегрузок при спусках на Марс и на Землю и т. п.

В течение ряда лет специалисты Института медико-биологических проблем изучали влияние на организм всех этих факторов и установили, как именно они воздействуют на сердечно-сосудистую систему, на водно-солевой обмен, на перераспределение жидкостных сред в организме, на усвояемость тех или иных медицинских препаратов. Полученные данные позволили совершенствовать медицинский контроль за здоровьем космонавтов, профилактику и коррекцию нарушений их функционального состояния, оказание им в полете необходимой медицинской помощи.

Что же касается систем жизнеобеспечения космонавтов, то они в долговременных полетах должны принципиально отличаться от традиционных, то есть основанных на запасах. На недавно затопленной орбитальной станции "Мир" уже функционировала небольшая теплица с овощами, на марсианском же корабле потребуется оранжерея куда большего размера. Именно такая разработана в институте, и следит за ее параметрами (температурой, влажностью, освещенностью и даже содержанием кислорода в корнях) не человек, а подключенные к компьютеру электронные датчики. Растения не только будут снабжать космонавтов пищей и витаминами, но станут формировать внутри корабля вполне сносную земную атмосферу.

А. ГРИГОРЬЕВ. Серьезная работа на перспективу. "Аэрокосмический курьер" № 1, 2002, стр. 43-45.