БНТИ, 2002, №12

ШАРОВИДНЫЙ СУПЕРТЕЛЕСКОП #1#

Наука и жизнь // Иллюстрации
Полученная российскими физиками твердотельная фаза углерода на основе фуллерена C<SUB>60</SUB> обладает ферромагнитными свойствами.
Наука и жизнь // Иллюстрации
"Проявленные" при помощи ионного травления и исследованные под микроскопом клетки древесины из углей Донецкого бассейна. Увеличение 660 и 1800.

Оптический телескоп, позволяющий рассмотреть объекты более чем 29-й звездной величины, разработан в Государственном научном центре "Научно-производственное объединение "Астрофизика" (Москва). Телескоп этот в значительной степени уникален: по ряду характеристик он много лучше своих аналогов - как существующих, так и разрабатываемых у нас и за рубежом. Определяется это, прежде всего, тем, что разработчики кардинально изменили саму конструкцию телескопа и использовали в нем ряд принципиально новых технических решений.

В НПО "Астрофизика" отказались от привычной для телескопа трубы, внутри которой обычно укрепляют зеркала, а также от отдельного купола-укрытия. Функции обоих переданы подвижному 50-метрового диаметра корпусу, представляющему собой жесткую двухслойную шарообразную структуру с оболочкой. Внутри него крепится 25-метрового диаметра зеркало, а напротив располагается чуть большего диаметра входное отверстие.

В процессе работы корпус вместе с зеркалами легко и с высокой степенью точности поворачивается относительно как вертикальной, так и горизонтальной оси.

Оригинальна и структура самого зеркала, официально именуемого СГЗ - составное главное зеркало. Дело в том, что использование столь крупногабаритных телескопических зеркал сопряжено с рядом серьезных проблем. Оно должно быть не особенно тяжелым и легко управляемым, его необходимо весьма надежно закреплять и защищать от любых - даже самых малых - внешних воздействий, особенно вибраций. Именно потому наиболее крупные зеркала (от 10 и более метров в диаметре) делают в последнее время не монолитными, а составными. В НПО "Астрофизика", однако, пошли дальше и решили сделать не монолитными и эти небольшие зеркала: их выполнили многослойными - на основе металлической сетки. Это позволило в значительной мере облегчить и упрочить конструкцию, сделать ее жесткой и в высокой степени надежной. А если учесть и относительную дешевизну нового российского телескопа, то становится ясно, что в разработке современных телескопов мы сегодня "впереди планеты всей".

ФЛОМАСТЕР ДЛЯ ССАДИНЫ #2#

О том, что в аптеках продаются тюбики с клеем БФ, знают многие. Специальным образом очищенный, он предназначен для нанесения на небольшие порезы и царапины. Продается, как известно, в аптеках и бумага - например, для компрессов. С недавних же пор ассортимент медицинских "канцелярских" товаров пополнился фломастерами - желтым и зеленым. Заполнены они не традиционной краской, а спиртовыми растворами йода и так называемой бриллиантовой зелени (в просторечии - "зеленкой"), и главная их функция - обработка ссадин, царапин и прочих мелких ран.

Выпускает эти фломастеры санкт-петербургская фирма "Леккер", сотрудники которой и изобрели для дезинфицирующих растворов столь своеобразную и, надо сказать, чрезвычайно удобную упаковку. Особенно удачной окажется она для путешественников: ведь пролиться и перепачкать соседствующую с ней в рюкзаке или чемодане одежду ни йод, ни зеленка теперь не смогут. А еще - для детей, которые, как правило, терпеть не могут мазать свои ссадины и царапины щиплющими растворами. Раскрасить же себя яркими фломастерами ребятишки, скорее всего, не откажутся.

Думается, что разработчикам имеет смысл дополнить свой набор еще одним цветом - красным - на основе спиртового раствора фукорцина (тоже дезинфицирующего и тоже чреватого немалыми неприятностями для одежды).

Подобный "светофорный" набор расширит сферу медицинского применения, а также творческие возможности ребенка при раскрашивании и будет, видимо, пользоваться хорошим спросом у покупателей. Тем более, что в случае высыхания медицинских фломастеров их всегда можно восстановить при помощи небольшого количества спирта.

УГЛЕРОД С МАГНИТНЫМ ГИСТЕРЕЗИСОМ

Еще одна твердотельная фаза углерода получена сотрудниками Физико-технического института имени А. Ф. Иоффе (Санкт-Петербург) и Института физики высоких давлений имени Л. Ф. Верещагина РАН (г. Троицк, Московская область) совместно с физиками из Швеции, Германии и Бразилии. От до сих пор известных (алмаза, угля, графита, фуллеренов) оно отличается тем, что обладает явно выраженными ферромагнитными свойствами.

К ферромагнитам - веществам, способным самопроизвольно намагничиваться, относятся, как известно, железо, никель, кобальт и ряд редкоземельных металлов, а также их сплавы, в том числе ферроуглеро дистые (ферриты). И до недавних пор считалось, что ферромагнетизм присущ исключительно металлосодержащим веществам.

Однако в начале 90-х годов прошлого века группе японских исследователей удалось получить свободный от металлов органический магнит (нитронил нитрооксида), который, правда, обладал ферромагнитными свойствами лишь при температурах, близких к абсолютному нулю. Но это открытие доказало принципиальную возможность существования неметаллических магнитов.

#3#

Вскоре был получен и еще один органический ферромагнетик - соединение тетрадиметиламинэтилена с фуллереном С60 - новой и незадолго до этого открытой формы существования углерода (см. "Наука и жизнь" № 7, 1992 г.). И тогда появилась гипотеза о возможности образования чистоуглеродного ферромагнетика, однако попытки его получения успехом не увенчались.

Но вот теперь такой материал получен, причем именно на основе молекулы фуллерена С60, точнее, полимеризованной группы его молекул, именуемой фуллеритом С60. Фуллерен С60 обладает в полтора раза меньшей плотностью, чем графит, и вдвое меньшей, чем алмаз. Пытаясь увеличить эту плотность при помощи высоких давлений при высокой температуре, экспериментаторы получили несколько образцов еще одной формы углерода. А комплексное изучение их свойств показало, что часть образцов обладает явно выраженными ферромагнитными свойствами. И поскольку металлических примесей в исходном фуллерите практически нет (их содержание составляет сотые доли процента), то свойства эти принадлежат самому углероду. И проявляет он их при самых что ни на есть обычных температурах.

Особенно важно то, что на основании опубликованных данных об этой работе ее удалось повторить уже в двух странах - Японии и Великобритании - и с теми же результатами. А это значит, что ферромагнитный материал на основе чистого углерода действительно существует.

ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ПАЛЕОЗОЯ

Клетку возрастом около полумиллиарда лет позволяет рассмотреть метод, разработанный в Ростовском государственном университете. Авторы именуют этот метод ионным травлением, а состоит он в том, что отполированный образец материала подвергается в вакууме бомбардировке ионами инертного газа. Под действием потока ионов зеркальная поверхность образца украшается узорами - фигурами катодного распыления, вид которых определяется кристаллохимической неоднородностью материала.

#4# #5#

Особый интерес представляет ионное травление пластин угля, "проявляющее" структуру древнейших палеозойских растений. Оказалось, что, несмотря на все изменения, произошедшие за многие миллионы лет в веществе растительной ткани под действием высоких давлений и температур, однородным оно все-таки не становится. Структура образовавшихся из него так называемых геополимеров различна - в зависимости от того, из каких конкретно биохимических соединений данный геополимер произошел. И в результате кристаллическое строение углефицированного вещества в достаточной мере отражает биохимическую неоднородность клеток и тканей живых организмов. Именно поэтому и удается при помощи микроскопа не только отличить ткани древесины от тканей, например, коры или спор высших растений и грибов, но и разглядеть клетки этих ископаемых тканей и даже обнаружить тончайшие детали строения отдельных клеток.

Другие статьи из рубрики «Человек и общество»