СМОРОДИНА АМЕРИКАНСКАЯ

Кандидат биологических наук В. ЛУКИН (Всероссийский научно-исследовательский институт генетики и селекции плодовых растений им. И. В. Мичурина)

Черную и красную смородину знают все садоводы, но в любительские сады потихоньку проникают и другие ее виды, радующие глаз и весной, и летом, и осенью. Среди них -смородина американская.

Смородина американская декоративна и легко размножается черенками. На фото - куст во время цветения, справа - осенняя окраска листьев.
Еще одно декоративное растение - смородина золотистая.
Эффектное растение - смородина кроваво-красная.

Весной этот довольно высокий (до 1,5 м) кустарник с раскидистыми аркообразными побегами покрывается кистями колокольчатых зеленовато-желтых цветков. Летом его украшают плоды диаметром около 10 мм, меняющие при созревании окраску от красной до черной. Осенью же растение расцвечивается темно-пурпуровыми листьями.

Вкус ягод смородины американской напоминает вкус ягод черной. В Америке, на ее родине, как ягодное растение известен один сорт - Сладкоплодная Миссури.

Высокие урожаи дает смородина американская в среднеазиатских республиках, главным образом в Узбекистане, под Ташкентом. В Западной Европе и России эту смородину знают пока немногие.

Эффектные формы смородины американской с оригинальным строением куста, изящными листьями получены во Всероссийском научно-исследовательском институте генетики и селекции плодовых растений им. И. В. Мичурина. Наиболее привлекательны растения с крупными и мелкими листьями. У крупнолистной смородины гофрированные листья и длинные соцветия. Выращивать ее можно как в виде штамбового деревца, так и в виде куста. У мелколистных форм весной тонкие дугообразные ветви изящно изгибаются под тяжестью многочисленных цветков. А осенью их листва раскрашивается в темно-пурпуровый цвет, что придает саду особое очарование. Невысокие раскидистые кусты этого растения хороши для окаймления клумб и дорожек. И еще одна особенность мелколистных форм смородины американской: они очень чувствительны к наличию в окружающей среде мутагенов и реагируют на эти генетически опасные факторы появлением побегов с крупными листьями.

До сих пор наиболее чувствительными к загрязнению окружающей среды из древесных растений были лишь хвойные породы: ель, пихта, сосна и лиственница. Более удобной для оценки генетической активности внешней среды оказалась мелколистная форма смородины американской.

Это растение неприхотливо к почвам, зимостойко, отличается поздним цветением, позволяющим ей не попадать под ранневесенние заморозки, ее плоды богаты витаминами и сахарами. Смородина хорошо переносит обрезку, устойчива к болезням и вредителям, легко размножается отводками, одревесневшими и зелеными черенками. Ее используют для закрепления склонов и создания подлеска в центральных районах европейской части России.

Другие статьи из рубрики «Ваши растения»

Еще одно декоративное растение - смородина золотистая. Ее душистые золотисто-желтые цветки появляются в мае и держатся в течение двух-трех недель. Плоды этой смородины съедобны. Растение нетребовательно к почве, долго обходится без полива, переносит небольшое затенение. Может быть использовано для создания живой изгороди. Хорошо поддается стрижке и формировке.
Эффектное растение - смородина кроваво-красная. В начале июля на ее кустах созревают довольно крупные кисловатые плоды с сизым налетом. Растение предпочитает плодородные и увлажненные почвы. На фото: вверху - смородина во время цветения, внизу - ее плоды.